Путешествия А.В.К.

 Дагестан - 2023
 Махачкала - Цада - Хиндах

  © Клюшник А.В.


С О Д Е Р Ж А Н И Е:

• 10.09 Махачкала • 11.09 Бархан Сарыкум - пещера Нохъо - Дубки - Чиркейское водохранилище - переезд в Цаду • 12.09 Матласская каменная чаша - Ахульго - озеро Кезенойам • 13.09 Водопад Тобот - Карадахская теснина - Корода • 14.09 Датунский храм - Кахиб - Гоор - переезд в Хиндах • 15.09 Салтинский водопад - Чох - мемориал "Ватан" - Согратль • 16.09 Гуниб • 17.09 Дербент - переезд в Махачкалу • 18.09 Махачкала


Мы с женой были в Дагестане еще в 1984 году, ездили на экскурсию в Дербент из азербайджанской Яламы. А в этом, 2023 году решили отправиться в Дагестан на неделю для более подробного знакомства.

Пришлось поискать подходящий вариант в интернете. Оказалось, что большинство турфирм ограничиваются экскурсиями из Махачкалы, это довольно утомительно - по три часа дороги в одну сторону, а потом столько же обратно. Но вот я нашел туроператора "Флагман-тур" с маршрутом"Золотое кольцо Дагестана" с 11 по 18 сентября, с проживанием в гостевых домах среди гор, и это нам сразу понравилось.

Единственно, что я не ожидал - то что погода окажется холоднее и дождливее, чем обычно в сентябре. Но туроператором делались корректировки маршрута, чтобы избежать проблем, это и для поездок в менее дождливые дни и районы, и по проживанию в частном доме с отоплением. К тому же нам организовали 1 дополнительный день в Махачкале, из-за расписания прилета самолета. И у нас фактически получился персональный тур на двоих, за что благодарны директору фирмы, Магомеду, и водителю, Махачу.

 

 10.09 Махачкала

 

Накануне в Махачкале прошел сильнейший дождь, а в день прилета были солнце и ветер до 20 метров в секунду. Но ветер был встречным, и пилоты посадили самолет изумительно мягко. Хотя нужно было держаться за перила, чтобы не сдуло с трапа при выходе.

Представители турфирмы нас встретили и отвезли в отель "Ленинград", в номер на 14-м этаже. С балкона номера были видны гора Тарки-тау, проспект Расула Гамзатова и кусочек моря.

Времени до захода солнца (в 6 вечера) оставалось не очень много. Мы сразу же вышли прогуляться к берегу моря.

Поблизости бульвар Сулеймана Стальского и Городской парк.

Пешеходная улица Буйнакского - улица Дахадаева - проспект Расула Гамзатова.

Площадь Ленина - сквер Борцов Революции - Городской пляж - пешеходная улица Буйнакского - кафе "Башня в горах".

Из кафе вышли уже в сумерках, отправились назад по аллее проспекта Расула Гамзатова. Сюда же я добавил вечерние снимки с балкона номера.

 

 11.09 Бархан Сарыкум - пещера Нохъо - Дубки - Чиркейское водохранилище - переезд в Цаду

 

Утром я рано проснулся, чтобы сфотографировать вид с балкона - он менялся по мере подъема солнца. Теперь слева уже хорошо была видна гора Тарки-тау.

И вот в 9 часов загрузили в машину чемодан (предстоял переезд на базу в горах) и начали путь с поездки на завтрак в кафе "Салам".

Затем отправились в длинный переезд по маршруту, с экскурсионными остановками. В этот день на выходах из машины нас сопровождал Махач (водитель), а в компании был еще один турист из Москвы, Алексей, очень компанейский товарищ.

Поехали на север от Махачкалы, и первым пунктом стал бархан Сарыкум. Это большая песчаная гора, на которой когда-то снимали фильм "Белое солнце пустыни". Наверх ведет длинная и извилистая металлическая лестница. От верхней площадки направо есть участок вершины бархана, где можно погулять непосредственно по песку, очень мелкому и золотистому, местами сдуваемого сильным ветром.

Затем был длинный переезд в сторону Кизилюрта, после чего мы повернули к Сулакскому каньону.

Недалеко от входа в каньон раскинулся развлекательный комплекс "Главрыба" при одноименном форелевом хозяйстве. Там же, на берегу Сулака, и ресторан "У Османа", где нам был заказан обед с жареной форелью.

Проехали еще немного и вышли перед комплексом пещеры Нохъо.

При входе все должны одевать строительные каски, поскольку ходы пещеры низкие, и можно реально зацепиться головой за потолок. Там был еще спуск по лестнице вниз к каньону, галерея пещеры с троном в ее конце, выход с южной стены каньона на узкий висячий пешеходный мост над пропастью.

На другой стороне каньона - пара небольших тоннелей и площадка зиплайна. Оттуда мы вернулись к широкому мосту на выход, тоже над каньоном, и с площадкой для прыжков на тарзанке с самой середины прохода.

Следующим пунктом маршрута была остановка в Дубках, с панорамными видами вниз на каньон Сулака и вдаль на Чиркейское водохранилище. Но вот погода начала портиться, набежали облака, хоть пока и без дождя.

Дальше был переезд к Чиркейскому водохранилищу. На самом дальнем причале взяли катер и помчались ("по-дагестански", с резкими наклонами влево-вправо) к противоположному берегу. А затем вошли в узкий заливчик с водопадом. Обратно на большой скорости просто по прямой.

После водохранилища поехали обратно в Главрыбу. Там нас встретил шеф (директор фирмы) Магомед, и мы устроились в кафе с видом на бассейны с форелью и разные детские развлечения. А Махач повез Алексея на точку отъезда в Махачкалу.

Когда водитель вернулся, мы снова вчетвером, но уже в новом составе (так потом и ездили по всему туру) в темноте отправились в длинный путь, через Гимринский туннель и мимо Ирганайского водохранилища, с остановкой в кафе отеля "Сарир", до нашей первой базы в горах, частному дому в селе Цада.

 

 12.09 Матласская каменная чаша - Ахульго - озеро Кезенойам

 

Весь день прогнозы обещали быть пасмурным, с периодическими дождями.

Меньше дождей ожидалось на западе. Поэтому шеф (Магомед) предложил нам уехать в сторону озера Кезенойам. Поехали короткой дорогой, мимо Матласа, выехав на грунтовку на Харахи в ущелье Хебдареч. Но... далеко нас не пропустили. Оказалось, что дорога днем закрывается на ремонт, и оставлены для проезда только утро до 10 часов, обеденное время с 12 до 13 и вечер после 18.

Шеф оперативно принимает решение, что делать дальше. Сначала возвращаемся на подъем из ущелья и останавливаемся у выхода к Матласской каменной чаше. Рабочие усердно выкладывают к ней каменную дорожку, а мы и еще несколько посетителей идем туда через надвигающийся облачный туман.

Сама "чаша" выглядит как расщелина в скалах, с довольно крутыми стенками, дно расщелины размокшее после прошедших дождей. На противоположном конце виден застрявший сверху валун. А на обратном пути пролезаем через узкую скальную трещину и возвращаемся к машине.

Теперь шеф решил поехать к озеру в обход по хорошей дороге. Мчимся обратно мимо Цады, через перевал в ущелье Алатляр, с двумя видовыми остановками. Затем выехали к Чалде, ее мы будем потом проезжать не один раз. Оттуда начинается дорога вниз вдоль Аварского Койсу, река скоро превращается в Ирганайское водохранилище, там останавливаемся для фотосъемок.

После Ирганайской ГЭС едем еще немного и поворачиваем налево, в ущелье Андийского Койсу. Вот это по-настоящему красивая дорога, с крутыми цветными горами по сторонам и резкими поворотами. Жаль только, что нет солнца.

Впереди на горе появилась башня мемориального комплекса Ахульго. Там размещается музей, посвященный одному из эпизодов Кавказской войны. С обзорной площадки вид на противоположную гору, на которой и находился этот аул.

После Ахульго едем дальше по ущелью Андийского Койсу до Тлоха, закончив тем самым большой объезд прямой проселочной дороги через Харахи.

После Тлоха мы едем в сторону Ортаколо, остановившись по пути для обеда в кафе "Охотник". Это кафе с уютной обстановкой с коврами и диванами в национальном стиле.

За Ортаколо ущелье Андийского Койсу превращается в долину. Вокруг разбросаны пирамидальные холмы, между которыми петляет дорога.

Следующее село - Муни, а за ним, не доезжая Ботлиха, дорога повернула направо, на подъем с серпантином из четырех витков. Раньше на этом серпантине витков было 13! Теперь, наверное, не так интересно, но зато быстро.

Дорога идет на север, слева срезанные склоны гор, местами черного цвета, но большей частью белые. Справа вдали видно село Анди и еще несколько сел, в которых живут андийцы. Остановились для съемок панорамы.

Едем еще дальше по хорошей дороге. Вот добрались до поворота к озеру. Еще немного, и мост через речку Харсум, по которому проходит административная граница с Чечней. А впереди северная часть озера Кезенойам.

Еще немного прокатились по дороге в Чечню, но вот дальше, за турбазу к озеру, нас не пустили бородатые чеченские охранники. Сказали, что там ремонт. Пришлось вернуться и сниматься на фоне туркомплекса с противоположного берега.

И еще немного проехали назад, на дагестанскую сторону, прогулялись, но уже по грунтовой дороге у самого уреза воды.

Настало время, чтобы возвращаться, пока еще не стало совсем темно. Тем более, что короткая дорога должна была к тому времени открыться для проезда.

Поехали в обратную сторону над долиной Анди, попали там на некоторое время в облако. Потом спуск по серпантину, проезжаем Муни и Ортаколо.

В Тлохе повернули на Харахи. Эта дорога, скоро ставшая грунтовкой, долго петляла на подъеме на высоте 750 метров, потом на 1100 м. На подъезде к Харахи уже совсем темно. При свете фар были видны груды камней, сгребаемые бульдозерами со склонов. Потом мы проехали место, где нас остановили утром, и скоро, уже по асфальту, прибыли на базу.

 

 13.09 Водопад Тобот - Карадахская теснина - Корода

 

Погода исправилась, и с утра, под лучами солнца, мы подъехали совсем недалеко, к музею Гамзата Цадасы, аварского поэта и переводчика, отца Расула Гамзатова. Рядом с музеем местная мечеть. Кстати, оказалось, что женщинам на селе заходить в мечеть вообще нельзя, женские балконы - это роскошь только для больших городских мечетей.

В музее нам провели подробную экскурсию, и мы даже примерили национальные костюмы, вот только моя голова не подошла для исторической папахи. После музея приехали к обелиску "Журавли", его благоустройство спешно заканчивалось, несмотря на уже прошедший юбилей Расула Гамзатова.

После музея мы приехали к Хунзахской крепости. Оттуда совсем недалеко до водопада Тобот. Водопад грандиозный по своей высоте и по виду Цолотлинского ущелья, куда он падает отвесной струей. Тут же площадка для тарзанки. Полно зрителей. Все ждали и дождались, когда кто-то прыгнул на канате в пропасть.

Рядом есть еще один водопад, Итлятляр.

Через некоторое время снова сели в машину. Теперь поехали по грунтовой дороге через Хунзах и дальше по западному краю Цолотлинского каньона. На остановке увидели еще один водопад с южного края Хунзаха. А затем пришлось подождать прохода отары овец.

И вот мы выбрались к холмам с грандиозной панорамой. Оттуда начинался серпантин спуска в долину Аварского Койсу, к селу Заиб. Снизу, от Заиба, эта дорога кажется проходящей в небесах.

Куда поехать дальше, шеф выбирал, исходя из прогноза погоды, обещавшего на завтра сильные осадки. В этот момент и солнце стало закрываться облачностью. Поэтому выбрал Карадахскую теснину - ее нужно было пройти до дождей. И вот поехали к ней на восток по долине Аварского Койсу, через Голотль и Карадах.

Прямо у дороги был вход в теснину. Для нас бесплатный, как для пенсионеров. Сначала идем по широкой долине, в узких местах стоят резервные мостики. А затем начался настоящий каньон с расстоянием между высокими стенами порядка 3-5 метров. Каньон заканчивается узкой площадкой с большим камнем, за который обычным туристам уже не пролезть.

Идем из теснины обратно. Выйдя на шоссе, зашли в кафе напротив, ели салат и плов.

И последним экскурсионным пунктом была поездка в село Корода неподалеку от теснины. Село находится на узкой горке, в одной стороне старая часть аула в руинах, в другой - действующее село с мечетью. Между ними перешеек, в котором пробит тоннель для въезда на площадку перед лестницей наверх, как раз чтобы развернуть машину в обратную сторону.

Старая часть состоит из руин одной улицы, местами с сохранившимися перекрытиями и дверями домов. Снаружи, по краям холма, были хозяйственные постройки.

А в современной части села несколько запутанных улиц. В одном из домов пекли хлеб...

Обратно на базу поехали по хорошей дороге, через Карадах - Гоцатлинское водохранилище - Чалду - Ках - Арани, сделав остановку в самом красивом месте, после поворота от Гоцатлинской ГЭС.

 

 14.09 Датунский храм - Кахиб - Гоор - переезд в Хиндах

 

День начался с облачности, которая постепенно рассеялась вопреки всем прогнозам. Мы, с чемоданом в багажнике, двинулись по знакомой дороге на Чалду, Карадах (с остановкой недалеко от плотины Гоцатлинской ГЭС) и Заиб. Дальше поехали вдоль Аварского Койсу к Датуне, а затем и к ответвлению на Датунский храм.

На тропе к храму сохранился старый арочный мост. А сам храм выглядит очень крепким, несмотря на свой древний возраст. Он недействующий, внутри просто каменный арочный свод.

Поехали дальше вверх по ущелью Аварского Койсу. Не доезжая Хебды, свернули на временный мост (рядом строится большой постоянный) с дорогой в сторону Кахиба.

Добрались на своей машине только до подножья Кахиба, а дальше нужно было пересесть на открытый уазик, чтобы приехать в центр села. И это далеко не все: старый Кахиб на другой стороне ущелья, там уже видны 2 башни, комплекс руин и группы туристов.

Мы пошли в сторону башенного комплекса Кахиба через ущелье речки, а потом по склону горы. Вид башен и развалин домов на солнце очень впечатляющий. На отдельных камнях разрушенных стен сохранились разные рисунки - петроглифы.

Изрядно походили вокруг самой высокой боевой башни и прилегающих к ней руин мечети. Затем дорога обратно, кафе по дороге (чай с вареньем из дикой груши), подброска на уазике к нашей машине.

Следующий объект был совсем рядом. Это башенный комплекс Гоора. Внизу, на стоянке, было много джипов, но мы проехали на 2-ю стоянку, рядом с рестораном, где джипов было не меньше. Взяли открытый уазик и поехали наверх, к башням, со страшной тряской по каменистой дороге.

Наверху три восстановленные башни, чуть ниже, за руинами домов, действующая мечеть. Еще ниже начинается мыс горы с "языками троллей", выступами, куда забираются туристки и раскидывают на краю руки для фотосессий. Правда, некоторые на края этих выступов добираются ползком.

Таких "языков троллей" несколько, а на краю мыса находится огражденная бетонированная площадка. Отттуда мы начали подниматься обратно вверх, мимо туристических очередей на "языки". Кстати, за ними довольно глубокое ущелье (это Аварское Койсу в своей верхней части), вдали были видны даже горы со снежниками. И в древности женщины аула спускались туда каждый день с сосудами за спиной, чтобы принести в дом питьевую воду, это была именно женская работа.

Наверху я зашел в мечеть, чтобы сфотографировать интерьер с набором сельских ковров. Потом мы поднялись к башням. А затем к джипам. Шеф быстро разобрался с тем, какой уазик взять для подброски вниз. И там, внизу, устроились под зонтиком на площадке ресторана, заказали на четверых шашлыки (жесткие из баранины и съедобные из куры), а также чуду с творогом и чайник с травяным чаем.

После обеда отправились обратно вниз к мосту через Аварскому Койсу.

Дальше по знакомой дороге через Датуну (там Махач остановился у шиномонтажа) и Голотль.

После Голотля едем через Карадах, мимо Гоцатлинского водохранилища к Чалде.

От Чалды еще немного вниз, а потом свернули в сторону Гергебиля, это началась уже новая для нас дорога.

От Гергебиля, мимо Гергебильского водохранилища, поехали к Гунибской ГЭС.

Возле Гунибской ГЭС есть смотровая башня типа наблюдательной. С ее верха вид на арочную плотину и само ущелье реки Каракойсу.

Дальше пошла дорога к Гунибу. Но сразу за мостом мы повернули направо, в Хиндах.

В Хиндахе была наша база (частный дом). Еще не стемнело, и мы немного прошлись до ближайшей мечети.

 

 15.09 Салтинский водопад - Чох - мемориал "Ватан" - Согратль

 

С утра пораньше выехали в сторону Салтинского водопада. По дороге сделали остановку с видом на Гунибское водохранилище.

Проехав Гунибскую ГЭС, повернули направо, на дорогу к Салте. Напротив села находится вход в Салтинскую теснину. Вокруг отвесные стены, трубы водопроводов, из дыры в скале хлещет вода. Место, обжитое предпринимателями и туристами, так просто к водопаду там не попадешь. Нужно будет идти по колено в бурном холодном потоке Салтинки. Для этого туристам выдаются резиновые охотничьи сапоги. Конечно, женщины должны быть в джинсах или в спортивних штанах. И желателен пояс, чтобы подвязать сапоги к нему специальными тесемками, тогда высокие голенища не будут падать при ходьбе.

Вот так экипированные, пошли внутрь. Местами там проложены деревянные мостки, прямо в русле речки. Кое где нужно идти вперед по наклонному боку ущелья, цепляясь за вбитый в скалу канат. И через некоторое время мы пришли к самому водопаду, хлещущему сверху через дыру в скале. Впечатление обалденное.

Аналогичным образом выбрались из каньона, сдали сапоги и выехали к Салте, на пригорок с видом на террасы в долине реки Багдакули.

Дальше по маршруту предстояло посещение Чоха. Сначала поехали обратной дорогой мимо Гунибского водохранилища.

Затем, не доезжая моста через Каракойсу, стали подниматься наверх, с видами справа на гору и село Гуниб. Проехали село Коммуна. Впереди показалась горка с селом Чох на гребне. Туда заехали с обратной, северо-восточной стороны, прямо к главной площади с мечетью.

Чох, наряду с Хунзахом, - один из самых старых аварских сел, известный своими знаменитыми выходцами, учеными и деятелями искусств. О многих можно узнать в музее при доме скульптора Газалиева на северном краю аула. Там же мы увидели галерею его гипсовых моделей для памятников выдающимся людям.

Чуть ниже начинается старая, полуразрушенная часть аула, с руинами большого дома полковника Мамалова.

К центру Чоха мы вернулись вдоль южного края села, посетив по пути гостевой дом Нахибашева с его историческими интерьерами.

Еще южнее находится Дом культуры с бюстом Сталина в нише на лицевом фасаде, памятник борцу Али Алиеву и смотровая площадка с панорамным видом на старый Чох.

Поехали дальше. Подъезжая к автостоянке возле ответвления дороги на аул-призрак Гамсутль, я насчитал там 22 туристических микроавтобуса. Можно представить, сколько туристов бродили наверху среди руин Гамсутля одновременно. Но мы едем в другом направлении.

Впереди - мемориальный комплекс "Ватан" с башней, построенный в честь победы дагестанцев над войском Надир-Шаха в Андалальском сражении в сентябре 1741 года. Большая экспозиция на 4-х этажах башни посвящена истории этой победы, укладу жизни местных жителей в аулах на территории Вольного сообщества. То есть аулы не подчинялись никаким ханам, а жили, словно в независимых полисах древней Греции.

С площадки на вершине башни видны склон горы, где проходила битва с Надир-Шахом, село Согратль (центр Вольного сообщества) и, вдали, на гребне хребта, руины Гамсутля.

Едем в Согратль, взяв с собой экскурсовода, представившегося как "Гид гор" Абдулла. Он очень подробно познакомил нас с достопримечательностями села, его узкими каменными переулками. Вообще Согратль считается селом каменщиков, богатые дома в нем отличаются ровной кладкой стен с незаметными швами, на камнях оставлялись отпечатки мастеров в виде набора углублений. Есть также предания, что до ислама село основал один грузинский князь, и мы общались с местными жителями, восстанавливающими дом, который унаследовали, они уверяли нас о своей грузинской истории.

После Согратля мы приехали в кафе на автостоянке. Виды из него - на каменный мост, башню, руины Гамсутля на хребте. Но из-за обилия туристов обслужили нас с большой задержкой. На обед был лагман, чуду, чайник с травяным чаем.

Поехали назад в сторону Чоха и свернули на смотровую площадку с видом на Чохские террасы.

Для следующей остановки поднялись по дороге наверх к виду на Гуниб с Точки Айвазовского. Это был вечерний вид, против солнца, которое еще не зашло за гору.

Потом продолжили маршрут еще выше, на Кегерское плато. Там ровная местность, с каньоном речки Багдакули, той самой, которая ниже образует Салтинский водопад.

На обратном пути остановились снова у вида на Гуниб, на мосту-террасе немного выше Точки Айвазовского.

Еще одну остановку сделали уже в Гунибе, чтобы купить пива к ужину. Нашли свободное место, чтобы припарковаться, только прямо напротив отдела полиции, так что пришлось быстро уехать оттуда.

 

 16.09 Гуниб

 

Это получился день с минимумом поездок на машине и максимумом походов пешком. Утром выехали с базы в Хиндахе, проехали село Гуниб, свернули к Гунибскому водопаду. У калитки прохода стоял черный бык и смотрел на нас не очень дружелюбно. Шефу удалось отогнать его, бросив под ноги несколько камней.

Водопад очень высокий, с большой выемкой в скале, но воды в нем осталась совсем маленькая струйка. Не сезон, хоть и прошли недавно какие-то дожди. Но этот день начался с солнцем на ясном небе.

Поехали дальше, остановились на смотровой площадке с видом на село Гуниб сверху, затем у Шамилевских ворот, куда выходит стена Гунибской крепости. Потом направились к въезду в Природный парк на горе (с платным входом для тех, у кого нет льгот).

Буквально через километр, после новых деревянных домиков какого-то отеля, когда дорога стала просто грунтовкой, мы втроем вышли из машины и продолжили путь пешком. Сначала по лесу мимо родника, затем перешли речку и повернули на Царскую дорогу к Императорскому тоннелю на восточном склоне горы Гуниб.

Была видно, что Царскую дорогу к приезду Александра II строили очень тщательно, с ровным подъемом и солидной кладкой подпорной стены. Конечно, за полтора века с тех пор местами ее размыло, но пешком пройти все равно можно, а машины там уже не ездят.

В одном месте все камни на дороге оказались выкрашенными в золотой цвет. Как нам потом объяснили, это был результат съемок фильма "Волшебник Изумрудного города".

И вот подошли к Гунибскому или Императорскому тоннелю. Его вход практически не виден издали, перед ним образовалась большая куча земли, закрывающая отверстие тоннеля от света и посторонних взглядов. Идти внутри не слишком комфортно, в темноте трудно увидеть разбросанные на дне коровьи лепешки.

Выход тоннеля наружу выглядит по-другому: высокое освещенное отверстие, сразу же обрыв вниз, а тропа уходит налево. На карте она обозначена как "Кавказская тропа". Рядом виден большой кусок скалы, отломившийся от горы и немного сползший вниз. Когда-нибудь он все-таки рухнет окончательно с большим грохотом.

Идти обратно по туннелю, освещенному из болшего наружного отверстия, оказалось значительно удобнее. Потом мы двинулись вниз по Царской тропе, снова миновали позолоченные камни, вышли к речке.

Шеф решил вести нас назад другим путем, через какие-то пещеры. Но для этого нужно было перевалить через лесистую гору прямо перед нами. Пошли по тропе и тут уперлись в последствия селевого потока, который смыл все тропы у подножья горы. Он, наверное, смыл их и с карты Osmand, которой я пользовался.

Но все же двинулись дальше, выбрав путь по правой стороне каньона речки. Впереди попались пара безлюдных кошар, охраняемых любопытной собакой, затем еще один каньончик с боковым притоком речки. Вдали по горам бродили коровы, а перед нами были их коровьи тропы, узкие и глубокие, местами грязные после дождей. Миновав каньончик, подошли к роднику, пополнив запас воды. На карте впереди склон с поднимающимися линиями горизонталей, в реальности там какой-то перевал, с которого и стекала та речка, и за которым должна быть нужная нам дорога. Долго идем вверх к перевалу и заворачиваем влево, к месту разрыва в скальном хребте. Там и оказался нужный нам проход на плато с обозначенной на карте дорогой.

После перенесенных трудностей подъема на гору дальнейшее было уже менее интересно. Вышли на дорогу, начали спускаться по лесу, через некоторое время увидели скалы с небольшими закопченными пещерками. Потом довольно долго шли вдоль ограды закрытого Ботанического сада. И, наконец, увидели ждавшую нас машину с нашим водителем.

Поехали дальше с горы Гуниб: по пути были Царская поляна, выход у беседки Шамиля, наскальный портрет Шамиля прямо над дорогой. Приехали в Гуниб на площадь Имама Шамиля. Посетили музей в здании бывшей церкви. Рядом обелиск "Журавли" на реконструкции, сбоку от него все равно видны панорамы противоположной горы. Еще погуляли по самой площади и поехали вниз через ворота Барятинского.

После такого интенсивного похода организаторы тура устроили дома ужин с натуральными шашлыками.

 

 17.09 Дербент - переезд в Махачкалу

 

Вот в этот день предстояло, загрузив чемодан в багажник, проехать много километров, сначала в Дербент для экскурсии, а вечером в Махачкалу. День начался с известий о сильнейшем ливне и потопе в Махачкале, где весь центр оказался залит потоками воды. А у нас возле Гуниба нестрашный дождь прошел ночью и уже закончился.

Поехали в Дербент по короткой дороге, через Телагу - Леваши - Сергокала - Первомайское. Облачно, но дождя нет. Яндекс показал, что эта дорога займет 3 часа. Но в действительности мы ехали дольше из-за большой пробки у въезда в Дербент.

Вот снимки с дороги. Сначала Хиндах - Гунибская ГЭС - подъем к Телагу, где мы снимались на фоне Гергебильского водохранилища.

Перевал перед Телагу - Куппа - Ташкапур - Хаджалмахи.

Долгая дорога к Леваши, с обелиском на развилке. Там сочетались серп и молот с портретом Шамиля.

Дорога от Леваши к Сергокала, через перевал, на котором сидело облако.

Затем ровный участок дороги до Первомайского, с видом на море, где сделали поворот направо на федеральную трассу "Кавказ".

Автострада "Кавказ" интенсивно расширяется. Мы ехали то по левой половине трассы, то по правой. Но перед Дербентом ремонт закончился, и мы попали в огромную пробку с видом вдали на дербентскую гору.

Через полчаса выбрались из пробки и помчались в сторону крепости.

В Дербенте подъехали к нижним воротам крепости Нарын-кала. Перед входом в крепость - толпы туристов. Наш водитель договорился, что нам двоим выделят экскурсовода, и он в быстром темпе начал обстоятельный рассказ об истории крепости и ее достопримечательностях.

В крепости мы увидели главные ворота, два зиндана (при входе и немного повыше), старые якоря и надгробия, элементы водопровода, большую цистерну, остатки старого храма, засыпанного позже землей. Экскурсия закончилась у верхних ворот.

Мы еще сами прошли по крепости вниз, посетили участок крепостной стены, петровскую казарму с макетом города, хамам. На обход всех крепостных стен (кстати, не имеющих ограждений внутри) уже не хватило времени.

После крепости уехали в ресторан "Гурман", обедали там в деревянной беседке, украшенной в восточном стиле.

Потом вернулись в исторический центр Дербента. На нашем пешеходном маршруте оказались ворота Баят-капы, частный двор у крепостной стены, двор Джума-мечети.

Затем подъехали чуть ниже, через ворота Орта-капы, и от моста-перехода через улицу Ю.Гагарина прошли к фонтану в парке Низами Гянджеви.

К фонтану мы еще вернемся вечером на светомузыкальное представление. А пока уехали на городской пляж.

На пляже прогулочная зона, вид на море с сильным прибоем, кафе. Становится темно. Выпили кофе и поехали обратно к фонтану.

На фонтане уже скапливаются зрители, почти все места на скамейках заняты. Представление начинается в 19 часов, под музыку включаются небольшие струи, потом делается водяной занавес, на который проецируется приветствие от аксакала с нравоучительными наставлениями. Затем периодически включаются ролики с национальными танцами и современными патриотическими песнями во славу России и Вооруженных сил. Между ними изредка фонтаны врубают на полную мощь, подсвечивая их в разные цвета, вот это самая красивая часть представления.

В общем, нашего интереса хватило на 40 минут, затем пошли искать кафе. Но в ресторане над фонтаном мест уже не было. Мы втроем поплутали по лабиринту в парке, затем ушли в кафе "Вершина", как раз возле кривого моста-перехода.

Программа в Дербенте закончилась, поехали в Махачкалу. На дорогу ушло 3 часа, большей частью под дождем. Около 12 ночи устроились в отеле "Флагман".

 

 18.09 Махачкала

 

В последний день тура до отлета в Петербург мы вполне успели погулять по Махачкале и окрестностям. Начали с завтрака в кафе "Салам". Потом приехали к Джума-мечети. В ее огромном зале было не более троих посетителей. Затем поехали на смотровую площадку на горе Тарки-Тау. Оттуда широкий вид на Махачкалу, все было видно, несмотря на пасмурное начало дня и сильный ветер.

Возвращаемся в центр города, выходим на площади Ленина, уже появилось солнце.

Вот наш дальнейший маршрут: сквер Фазу Алиевой - улица Коркмасова - парк имени Ленинского Комсомола.

Улица Магомета Гаджиева - улица Даниялова - Привокзальная площадь с памятником Махачу Дахадаеву..

Улица Буйнакского - Городской парк - бульвар Сулеймана Стальского.

Пляж "Лунный берег", затем перебираемся через железную дорогу.

Улица Гамзата Цадасы - проспект Расула Гамзатова. Зашли в "Семейное кафе", но там пришлось ограничиться только молочными коктейлями, у персонала не было желания готовить что-либо существенное достаточно быстро.

После кафе вернулись к отелю "Флагман", где уже стояла наша машина.

Все, поехали в аэропорт. Закончилось наше интересное путешествие по Дагестану. Обратный рейс в Пулково прошел без задержек.

 


Клюшник А.В.
Санкт-Петербург - 27.09.2023