Путешествия А.В.К.

 Норвегия-2016
 Осло - Гуль - Саннес - Кокстад - окрестности Утвика - Олесунн - Йёвик - Осло

  © Клюшник А.В.


С О Д Е Р Ж А Н И Е:

• Аэропорт Гардермуэн - Осло, главные достопримечательности • Переезд в Гуль • Плато Хардангервидда - Дорога Водопадов - переезд в Саннес • Ставангер - поход на скалу Прекестулен - Саннес • Ставангер - Берген - Кокстад • Круиз по Согнефьорду - Фломбана - переезд в Утвик • Поход к леднику Бриксдаль - Гейрангенфьорд - Олесунн • Олесунн - Лестница и стена Троллей - переезд в Йёвик • Осло, речка Акерсельва - Аэропорт Гардермуэн


Очередные 2 недели отпуска в начале августа мы решили, для разнообразия, использовать для поездки в Норвегию. Это чтобы избежать невыносимой жары юга Европы, но в то же время насладиться красотами путешествия среди северных гор и фьордов. Сразу скажу - красоты были, но мы оказались там под сплошными дождями и в жуткий холод, как будто у нас в Питере в октябре. И все это за огромную стоимость, в пересчете на рубли и даже евро. То есть один раз в жизни съездить в Норвегию, конечно, можно, если денег не жалко, но и достаточно. Однако все по порядку.

Путешествовали всей семьей. Путевку приобрели у туроператора "Вест Тревел" , где нам забронировали в отелях трехместное размещение. Вообще-то основной маршрут этого путешествия включает поездку из СПб в Стокгольм на пароме через Хельсинки (обратно через Таллин) и долгие переезды из/в Стокгольм через Осло, в сумме еще 2 ночи. Все это сильно увеличивает и так немалый километраж автобусного маршрута по Норвегии. Мы же летели в Осло на самолете компании "Руслайн", останавливались там на 1 ночь в начале и конце путешествия, на остальную поездку были забронированы места в автобусе основной группы. По дороге туда за нами заехали в отель, который был хоть и практически за городом, но в одной автобусной остановке от трассы. На обратной дороге у нас был отель в центре Осло, но там уж нам сказали, что фирма туристов по отелям не возит, и мы с вещами добирались туда от Ратуши на трамвае.

Сам автобусный маршрут по Норвегии был организован очень хорошо, и если б не погода, то все было бы просто замечательно. Водители, групповод - очень квалифицированные, доброжелательные. Рассказ по дороге - подробный и интересный. Вот только мне трудно было его слушать - мешало слово-сорняк "ха-а-а" по несколько раз в каждой фразе. И к музыке Грига у меня быстро появилась аллергия - но это, наверное, чисто индивидуальная реакция.

Мои попытки заранее что-то выучить по-норвежски еще до поездки закончились полным провалом. Но вполне хватало английского для общения в тех случаях, когда поблизости не было групповодши. Кроме того, очень удобным оказалось приложение RuterRiser для поиска оптимального маршрута на транспорте в Осло.

Еще одна местная особенность - все оплачивается по банковским картам. Наличные, причем солидные суммы, требовались только нашей групповодше для оплаты предусмотренных дополнительных круизов и поездок, и в качестве сбора за часть маршрута (Лестница и стена Троллей), не вписанного в стандартную программу.

 

 Аэропорт Гардермуэн - Осло, главные достопримечательности

 

В аэропорт Осло мы добрались без приключений. Рейс компании "Руслайн" был выполнен без задержки, понравились и самолет Bombardier CRJ200, на 50 человек, с удобными креслами, и включенный завтрак - треугольные бутерброды с ветчиной на булке или красной рыбой на хлебе, напитки - вода или Кока-кола. В аэропорту Гардермуэн нас встретила не очень большая очередь на паспортный контроль, проблемы будут после, при отлете. Зато еще заранее было известно, что линия аэроэкспресса Flytoget частично закрыта на ремонт, и поэтому пришлось взять такси до отеля за 800 крон (на аэроэкспрессе с подъездом на автобусе потратили бы на троих 636 крон).

Первый отель - Radisson Blu Park Hotel - располагался на окраине Осло, в районе Форнебу. Номер, однако, оказался очень маленьким, и 3-ю кровать при нас впихнули туда с большим трудом. Рядом с отелем парк и маленький заливчик с пляжем. В центр города мы выбирались на автобусе №31, для этого в магазине Narvesen на ближайшей станции Lysaker оформили себе транспортные билеты на 24 часа по 90 крон.

Выйдя в центре на остановке у Ратуши, мы прежде всего направились в крепость Акерсхус.

После крепости мы вышли на крышу и в фойе Оперы. Еще одна достопримечательность здания Оперы - это туалет в фойе. Там оформлен огромный писсуар в виде водопада по стене во всю ширь помещения, с небольшими полупрозрачными перегородками. Внутри темнота, и только сам водопад подсвечивается синим светом. Выглядит очень эффектно.

Продолжение нашего маршрута - к площадям Jernbanetorget и Stortorvet, и затем на пешеходную улицу Karl Johans gate.

От площади у Национального театра свернули налево, к Ратуше, вход в которую оказался закрыт. Затем вернулись на площадь и дошли до Королевского дворца. Интересно то, что у дворца расставлены стенды с фотографиями королевской семьи, это чтобы можно было делать с ними селфи.

Потом мы проехали одну остановку в метро и пошли в Парк скульптур Вигеланда. Очень впечатляющие скульптуры и группы скульптур, в стиле монументализма 30-х годов XX века и идеологии того времени. Обратили внимание, что молодежь вокруг ходит группами, уткнушись в свои смартфоны, и с увлечением ловит покемонов.

На следующий день с утра, сдав номер в отеле, мы поехали посещать музеи. Норвежский прогноз не обещал дождей, поэтому рискнули зонтики не брать. Сначала приехали в Ратушу, где увидели главный зал и анфиладу залов на 2-м этаже.

После этого мы пошли в замок Акерсхус. Очень интересный музей - интерьеры настоящего средневекового замка на нескольких этажах. Как раз в это время прошел непредусмотренный ливень.

После замка мы побродили по району Квадратурен, включая площадь Христиания Торв. Зашли в Кафедральный собор с современными росписями внутри.

По улице Гренсен добрались до Национального музея искусства. Кстати, по четвергам вход в музей бесплатный. Очень приличная коллекция картин, но главные шедевры находятся в зале, посвященном Мунку.

Следующее направление - набережная Акер Брюгге. Но музей современного искусства и окружающие его "скульптуры" мы осмотрели только снаружи.

Изрядно проголодавшись, нашли место для обеда на набережной в ресторане Spuntino. Там на диванчиках были разложены красные пледы - очень полезная вещь, чтобы защититься от холодного норвежского ветра. Только рассчитались - и сразу выглянуло солнышко, все вокруг заиграло разными красками, нужно было возвращаться на набережную и в центр, чтобы запечатлеть все это на камеру. Еще пару часов мы потратили на фотосъемку нескольких церквей где-то в отдалении (все они были закрыты), после чего уехали в отель ждать автобус с основной группой.

 

 Переезд в Гуль

 

Итак, автобус вместе с нами уехал из Осло, и затем свернул на север. 162 километра, с остановкой на перекус где-то по дороге, и мы уже в темноте приехали в Гуль (Gol), в отель Pers Hotell.

Это был отель для лыжников, под крышей без чердака, с фотографиями и историческими лыжами, развешенными по стенам. Вполне прилично для транзитного размещения в летнее время.

 

 Плато Хардангервидда - Дорога Водопадов - переезд в Саннес

 

В этот день предстояло проехать 441 км. После Гейло выехали на плато Хардангервидда. Там была первая остановка у озера с "Троллеградом" на берегу, усеянном камнями со сложенными пирамидками.

На западной оконечности плато сделали следующую остановку, с видом на плотину водохранилища Сюсенватне.

На водопад Вёрингфоссен мы смотрели с южной стороны, с площадки возле шоссе. Затем проехали ряд тоннелей, один из которых был круговым.

Проезжаем озеро Эйдфьордватнет и в городке Эйдфьорд видим у причала большой круизный корабль. Одноименный фьорд - это восточное продолжение идущего от самого океана Хардангерфьорда.

Затем проезжаем "перекресток" фьордов в окончании Хардангерфьорда. Наш путь к югу лежит по восточному берегу Сёрфьорда, самого солнечного в этом регионе, где выращивают даже черешню. Специально сделали остановку, чтобы ее купить и попробовать. А после Кинсарвика начался отрезок туристической дороги "Хардангер".

В конце Сёрфьорда, возле города Одда, располагается промышленная зона. Затем идет озеро Сандвинватнет с видом на ледник Фолгефонна.

Еще пара водопадиков по бокам, и мы делаем долгожданную остановку у мощного водопада Лотефоссен, пересекающего шоссе.

Поехали дальше, теперь по долине Рёльдаль. Затем мы свернули на туристическую дорогу "Рюфюльке". Останавливаемся, чтобы фотографироваться на фоне озера Рёльдальсватнет.

Дорога идет через горный перевал с каменистым ландшафтом. Там погода начала портиться. Миновали полосу дождя и вылезли у обелиска, опять для фотосъемок.

После спуска к Саудафьорду, минут через пять, выходим у водопада Свандальсфоссен.

Потом были переезд через Саннсфьорд по мосту возле Марвика и короткая паромная переправа через Йёсенфьорд.

И долгая переправа на пароме из Тау через Хёгсфьорд прямо в Ставангер.

На Ставангер времени не было предусмотрено - едем в отель Sverre Hotel в городе Саннес (Sandnes). Там мы останемся на две ночи.

 

 Ставангер - поход на скалу Прекестулен - Саннес

 

Cледующий день начался очень рано с экскурсии по Ставангеру. В центре - собор XII века, но он еще не был открыт. Показали и деревянную застройку Старого Ставангера, где также находится музей Консервного завода. После этого в свободные полчаса мы успели забежать к башне Валберг и церкви Санкт Петри кирке.

Из гавани Ставангера начался круиз в сторону Люсефьорда. Путь проходил мимо ближайших островов, затем по Хёгсфьорду, с поворотом налево в Люсефьорд, над входом в который возвышается большой висячий мост.

В самом Люсефьорде мы шли возле отвесных скал северного берега. Несмотря на непрерывный дождь, можно было увидеть и сфотографировать Пещеру отшельника, Бухту контрабандистов и полудикого козла, подкармливаемого туристами.

Затем наверху слева показалась скала Прекестулен. Еще немного дальше - водопад Хенгьянефоссен.

На обратном пути высадились на пристани в Оанес, после чего на автобусе подъехали к местечку Прекестулхютта. Оттуда, с высоты 207 метров, начинается тропа на скалу длиной 3,8 км, с подъемом до уровня 604 м. На дорогу туда и обратно нам дали 4 часа 10 минут. Дождь кончился, но все вокруг было мокрое. И я сначала не хотел идти, но больше делать в исходной точке было нечего, и пришлось двинуться наверх вслед за решительно настроенной супругой. Ну а сын, Павел, как молодой и привыкший к спорту студент, сразу убежал вперед, обгоняя вереницы туристов, в основном норвежцев и китайцев.

Тропа шла по лесу, где были выложены ступеньки из больших камней, затем по каменистым плато.

Проходили также красивые площадки с озерами и скалами. На конечном участке тропа буквально вплотную прижималась к обрыву.

И вот плоская квадратная площадка на скале со столпотворением туристов. Там нас уже полчаса дожидается Павел. Мы, как и все остальные, стараемся сфотографироваться у самого края одного из обрывов, но так, чтобы не упасть во фьорд.

Путь назад прошел немногим быстрее, нужно было очень аккуратно прыгать по неровным и мокрым камням каменных ступенек, чтобы не сломать ноги. Видели, как несли одного из пострадавших западноевропейских туристов. Потом на площадку у озера прилетел спасательный вертолет для эвакуации. Кстати, нас заранее предупреждали, что его вызов стоит 25 тысяч евро.

Обратно в отель мы вернулись на автобусе через паромную переправу Оанес - Лауввик. Вечером гуляли по Саннесу - небольшому городку с кирпичной трубой и бывшим фабричным корпусом у заливчика, как главными достопримечательностями.

 

 Ставангер - Берген - Кокстад

 

В этот день предстояло проехать 240 км. Выехав из Саннеса, мы остановились на полчаса в центре Ставангера, чтобы посетить Кафедральный собор (вход по 30 крон). Очень приятное впечатление - средневековый интерьер, органная музыка.

Дальше наш путь пролегал в Берген, вдоль туманного и дождливого атлантического побережья, с двумя паромными переправами и туннелем под Бёмлафьордом длиной около 8 километров. На второй, более долгой переправе успели перекусить.

Экскурсия по Бергену началась в центре у памятнику Григу, затем мы миновали памятник морякам, Рыбный рынок, походили по деревянному ганзейскому кварталу Брюгген.

Свободное время начали с поездки на фуникулере на гору Флёйен. Со смотровой площадки на высоте 320 метров открывается очень широкая панорама всего города, нужно было только уловить момент без дождя и без облака, которое стремилось засеть на вершине, полностью закрыв весь обзор.

Спустившись на фуникулере, мы направились к Бергенскому замку, где находятся башня Розенкранц и Дворец Хокона.

От замка вернулись к церкви Мариакиркен, которая оказалась закрытой. Затем снова прошлись по деревянным дворикам Брюггена, вышли к церкви Креста (Курскиркен) и Кафедральному собору. Башня собора была полностью спрятана под строительными лесами.

Дальше - озеро и католическая церковь Св. Павла, в которой шла служба, Потом мы поднялись к Юханнескиркен. Обратно, к автобусу - через площадь у театра и снова через Рыбный рынок.

Для ночевки уехали в район аэропорта в отель Scandic Bergen Airport, в 16 км от города. Непрерывный дождь никаким дальнейшим прогулкам не способствовал.

 

 Круиз по Согнефьорду - Фломсбана - переезд в Утвик

 

Очередной маршрут - 325 км по дороге, но на нем еще были круиз по фьордам и поездка по Фломской железной дороге. Прогноз погоды обещал усиление дождей, но деваться было некуда.

Сначала мы едем из отеля в Кокстаде в сторону Сёрфьорда. Но вместо фьорда я снимал виды по другую сторону автобуса.

По дороге выходим и фотографируемся у водопада Твиндефоссен, затем едем в Гудванген по долине Нэрёйдален.

Но из Гудвангена пришлось съездить во Флом и обратно, по двум длинным туннелям, чтобы заранее взять билеты на Фломскую железную дорогу.

Вернувшись в Гудванген, ждем подхода кораблика. На него садимся еще с одной русской группой. Затем появляется колонна китайцев, которые занимают все палубы и салоны, начинают фотографироваться, кормить чаек, есть китайскую лапшу.

Под сплошным дождем отправляемся в путь по Нэрёйфьорду. Я старался снимать виды отвесных стен фьорда, высовываясь под дождь и ветер на тесные и неудобные палубы корабля, в то время как жена с сыном дегустировали внизу норвежский рыбный суп по предварительному заказу.

Через час повернули направо в Аурландсфьорд. Это тоже рукав Согнефьорда. Теперь сильнейший ветер дует в лицо, приходится прятаться за надстройку.

Приплыв во Флом, вся группа побежала на железнодорожную станцию к самому отправлению поезда. Дорога Фломсбана - по сути местная ветка к дороге на Осло. Колея полного размера, состав ведут два электровоза (в голове и хвосте), вагоны вполне приличные, но всего с 6 форточками в каждом, у которых собирается толпа желающих высунуть фотоаппарат для снимка. Очень непродуманно, и с учетом сплошного дождя снаружи, настроение было мрачное. Небольшое развлечение было устроено под сплошным ливнем на единственной остановке у водопада Кьосфоссен, с появлением в разных местах девушки в красном - Хюльдры, которую, как потом некоторые разглядели на фотографиях, играли сразу 4 актера. На следующей остановке, с походом под дождем на видовую площадку, я не стал вылезать.

На конечной станции в Мюрдале китайские туристы пересели на подошедший поезд Берген - Осло, после чего наш состав отправился обратно во Флом. В это же время Павел с частью нашей группы уже добрался до смотровой площадки с видом на ущелье. Обратно они бежали к той же предпоследней остановке, на которой сошли, и под таким же дождем.

После Флома мы уехали к парому через Согнефьорд. Большую часть времени занял переезд через тоннель Лердаль длиной 24 с половиной километров. В тоннеле есть даже участки с разноцветной подсветкой, чтобы водители в нем не слишком утомлялись.

Дальше едем в сторону Утвика у Иннвикфьорда (продолжения Нурфьорда). В одном месте остановились, чтобы сфотографироваться на фоне языка ледника Юстедальсбреен.

И вот приехали в отель "Karistova", где-то на горе над Утвиком, с видом на Иннвикфьорд. Две норвежские хозяйки с большой радостью встретили нас, тем более что больше в отеле никого не было. Наш номер на троих, с двухэтажной кроватью, оказался в соседнем корпусе. Там был электрокалорифер, неподалеку - общая кухня с чайником и посудой, в общем, все, что нужно зимой для лыжников. И завтрак утром был подготовлен не хуже, чем в больших отелях.

 

 Поход к леднику Бриксдаль - Гейрангерфьорд - Олесунн

 

На этот день предстояло проехать 270 км. Сначала - небольшой отрезок пути в Бриксдальбре.

Здесь все отправляются смотреть на ледник Бриксдальсбреен. Некоторые, в основном китайцы, при этом половину дороги преодолевают на открытых электроджипах. Ну а мы купили в магазине полиэтиленовые пончо, и, открыв зонтики при всего 7 градусах тепла, пошли туда пешком. У меня такого желания сначала не было, но нельзя было отставать. На пути - водопад Клейвафоссен, небольшой подъем, и вот оно, это озеро, в котором плавают кусочки льда, а сверху над ним нависает голубой язык ледника.

Для такого похода хорошо было бы иметь еще и резиновые сапоги. Спустившись обратно к туристическому центру, я пошел обедать за 250 крон (и еще 70 за бутылочку пива). Ну еды на шведском столе было полное разнообразие, хватало всего, несмотря на набежавшие толпы китайцев.

Ну а жена с сыном зашли в кафе попроще, и у них осталось время, чтобы спуститься к речке с видом на другой язык ледника.

Едем дальше, теперь в Хеллесюльт на круиз по Гейрангерфьорду.

Круиз проходил на пароме. С широкой верхней палубы под дождем смотрим слева на водопады Семь сестер, справа - на водопад Жених, с большой "бутылкой" у основания. Потом справа на скале появляется что-то напоминающее человеческий образ.

В Гейрангере садимся на автобус и едем наверх по "Дороге Орлов". К сожалению, на смотровую площадку в верхней части дороги набежало облако и начало рассеиваться только к нашему отъезду.

Неподалеку, в Эйдсдале, пересекаем Нурдальсфьорд на пароме. После этого - долгий переезд в Олесунн.

В Олесунне мы разместились в очень приличном отеле Quality Hotel Waterfront.Там мы поселились в номере, где были 2 кровати и еще 2 откидывались из стенного шкафа, одна над другой. Но самое главное - этот отель находился рядом с центром города.

У нас сразу начинается экскурсия по городу, я фотографирую дома в стиле модерн, виды залива. Дождя нет, но сильный ветер и дикий холод. Заходим в супермаркет за продуктами для самостоятельного ужина.

А вот вечерние снимки с трех сторон от отеля:

 

 Олесунн - Лестница и стена Троллей - переезд в Йёвик

 

На следующий день у нас была заказана экскурсия на паровозике по городу, за 180 крон с каждого. Но мы просто воспользовались им, чтобы приехать на вершину горы Аксла. Панорама - во все стороны. Тем более что светило солнце, потом набежал дождь, затем появилась радуга. В общем, нафотографировались и пошли вниз в город по лестнице, под очередным ливнем.

В 13 часов был назначен отъезд, уже в направлении Осло. До отеля в городе Йёвик (Gjovik) предстояло проехать 409 км. Для начала отправились вдоль Стурфьорда, остановились у водопада Гудбрандсьювет.

Затем, за допплату по 10 евро, поехали на Лестницу троллей, где попали в сплошной туман с дождем. Походив - промокнув, собрались в автобусе, но мой Павел вдруг задержался с приятелем - там внезапно все витки серпантина вниз открылись им для обозрения.

А с нижней точки и мы увидели все вплоть до середины водопада Стигфоссен.

После небольшого переезда добрались в ущелье со Стеной троллей. Но вершины были закрыты туманом, так что особенности места я не прочувствовал.

Затем двинулись дальше по ущелью Румсдален. По дороге была остановка у порога Слеттафоссен на реке Рёума.

Едем дальше - горы понизились, погода постепенно улучшилась. Обедаем в городке Думбос Там я впервые встретился с системой заказов блюд с использованием wi-fi таблеток, сигнализирующих об их готовности.

Потом едем по долине Гудбрандсдален. Уже в темноте оставляем в стороне огни Лиллехаммера и направляемся вдоль озера Мьёса в город Йёвик.

Отель в Йёвике, Quality Hotel Strand, запомнился нашим двухкомнатным номером на троих. К первой, проходной, комнате примыкал туалет с умывальником, чрезвычайно узкий, мы подумали, что он был спроектирован для троллей. А из большой второй комнаты - просто вход в умывальник с душем.

На следующий день, до завтрака, я выбежал, чтобы сфотографировать окрестности - церковь, набережную озера, исторический пароходик вдали у причала. Обратно прибежал весь замерзший, несмотря на поднимающееся солнце.

 

 Осло, речка Акерсельва - аэропорт Гардермуэн

 

Последний переезд в Осло составил всего 125 км. На этот день было обещано сплошное солнце, что нас весьма порадовало. В Осло была запланирована экскурсия: крепость Акерсхус, проезд по центру, выход в Парке скульптур Вигеланда, переезд к Ратуше.

После экскурсии мы расстались с основной группой - им еще предстояло ехать 550 км в Стокгольм к парому "Принцесса Анастасия". Ну а мы, взяв сумки и купив новые билеты на 24 часа, поехали на трамвае 4 остановки в отель Anker.

Отель нам понравился, особенно своим расположением возле самого центра, на берегу речки Акерсельва, а также панорамным видом из окна номера на 10-м этаже. Интересная особенность: в лифте, чтобы поехать наверх, нужно вставить/вынуть свою карточку от номера.

Разместившись, отправились гулять вверх по Акерсельве, мимо ее изгибов и водопадов. Напротив - бывшие фабричные корпуса, перепрофилированные в заведения молодежной культуры и общепита. Мы добрались до самого большого водопада, Вёйенфаллене.

Затем свернули обратно в сторону парка Св. Хансхаугена.

Мы вышли к церкви Гамле Акер кирке XII века. Она, разумеется, была закрыта. Еще ниже спустились в район Вулкан на Акерсельве, где сели обедать в Lucky Bird. Очень оригинальное заведение, где еду подают в эмалированных мисках, а кофе - в эмалированных кружках, немного ободранных. Ну хоть для пива были приличные бокалы. Зато там я попробовал национальные бараньи ребрышки, остальные брали и панированные кусочки цыпленка, и крылышки тоже. Всего на 735 крон, для пересчета в рубли надо умножать на 8. Один раз такое можно позволить, раз уж попали в самый дорогой город мира.

Вечером я с женой прогулялся, вернее, сходил на разведку, в сторону вокзала, чтобы узнать, откуда отправляется аэроэкспресс и как на него брать билеты. Затем мы смотрели на закат с бастиона крепости и гуляли среди буржуазной застройки района Квадратурен.

На следующее утро, после отельского завтрака, мы отправились в аэропорт. Этот день был не слишком удачным. Сначала на новом трамвае, в котором не работала индикация остановок, проехали лишнюю, и затем шли пешком это расстояние с сумками обратно. На аэроэкспресс взяли билеты в автомате, оплатив их по карте, доехали с большим удовольствием, но потом долго соображали, как приложить билеты к выходному турникету.

В аэропорту было столпотворение, но зарегистрировались мы сразу же. При входе на досмотр девушка предупредила по-английски о большой очереди, но чего-то я не придал этому значения. Мы прогулялись по duty-free, перекусили и пошли в дальний конец терминала на паспортный контроль. И тут оказалось, что кабинок контроля всего 3, одна из них только для еврограждан, к остальным очереди китайцев на полчаса. Стоим, стоим, чувствуем. что можно и опоздать к вылету. Я стал обращаться к ближайшей служащей, чтобы провела нас без очереди. Слава Богу, минут через пять она отправила нас к свободной еврокабинке. Там пограничник с удивленным взглядом медленно сканировал паспорта, задавал английские вопросы о том, сколько дней мы были в Норвегии и что мы в ней делали. Так что еле-еле, но успели. Последующий полет прошел нормально, в Петербурге у самого дома опять попали под дождь.

 

В заключение хочется чего-то подытожить. Итак, самый красивый фьорд, который я когда-либо видел - это Бока Которска в Черногории. Фьорды в Норвегии тоже ничего, отличаются роскошными водопадами. Но вероятность попасть к ним в хорошую погоду не очень велика. Больше всего в Норвегии запомнились органная музыка в соборе Ставангера, панорамы Олесунна и Бергена, ну и, конечно, поход на скалу Прекестулен. Подумайте о непромокаемой обуви, и все будет нормально.


Клюшник А.В.
Санкт-Петербург - 25.05.2022