Путешествия А.В.К.

Аланья

© Клюшник А.В.

С О Д Е Р Ж А Н И Е:

• Крепость в Аланье • Анамур, крепость Мамуре - руины Анeмуриума • Крепость Алара - пляж Инджекум • Пещера Дим - река Оба • Каньон Сападере • Поездка на крепость Синек

Почему на майские праздники, такие длинные в 2013 году, хорошо было уехать в Турцию? Потому что там тепло, и теплее всего - в Аланье. Море к этому времени тоже прогревается. Я рассчитывал на 25 градусов для воздуха и 18 для воды. Оказалось 34 и 22, почти как летом. Дожди и холода закончились в апреле, неделя в мае оказалась на редкость удачной.

Я заранее выбрал отель 4* - Xperia Saray Beach - рядом с пляжем Клеопатры с видом на гору с крепостью. Но с отелем вышел прокол. После тяжелой (бессонной) ночи вылета, назначенного на 04.10, затем 2-х часов дороги из Антальи в Аланью, я вместе с Павликом оказался в другом отеле - Xperia Kandelor. Выяснилось, что заказанный мной в турфирме Solvex Tourne и затем подтвержденный отель в мае оказался на капитальном ремонте! Кто здесь был обманщиком - турки в Xperia, подтвердившие отель на время ремонта, Solvex Tourne, скрывшая факт замены отеля или принимающий партнер Solvex'а - турецкая Tau Travel, у меня не было времени и желания разбираться. Отель Kandelor - это тоже 4* в центре Аланьи, но уже в 15 минутах ходьбы от пляжа Клеопатры/Дамлаташ. Вокруг малоприглядная застройка. Не очень шумно, так как проспект Ататюрка был закрыт домами. Но ночью все равно подъезжали автобусы, в 5 утра окружающие мечети транслировали призыв к утренней молитве, один раз я проснулся от дикого грохота - это из-за отключения в электросети был запущен аварийный дизель-генератор отеля. Ну вот еще холодильник в номере удивил тем, что он был компрессионный, периодически включался и громко урчал. Несколько раз говорили об этом администраторше, но с нулевым эффектом. Пришлось вырубать его по ночам. В остальном отель соответствовал своим 4-м звездам, еда была сносная, понравились пирожные на полдник/ужин и спелая местная клубника. Ну а в городе потребляли местные микро-бананы, свежие апельсиновый и грейпфрутовый соки.

Несколько раз нам обещали, что Saray Beach вот-вот откроют и нас туда переселят. Но мы там уже проходили мимо и видели, что стройка растянется еще на месяц. Зато факс со временем отъезда нам как раз туда и прислали, пришлось звонить и выяснять у представителя Tau Travel. На следующее утро, в 4 часа он приехал на легковом "Фиате", и трансфер по пустому шоссе прошел менее чем за 2 часа.

Отдельно - об экскурсиях. Еще дома я наметил 6 поездок и 2 дня на осмотр центра и крепости в Алании. Нужно было во 2-й день ждать представителя Tau Travel, он разбирался с документами, а потом выяснилось, что нужных экскурсий у него и нет. А обращаться в уличные агентства он категорически не советовал - те, мол, ни за что не отвечают, обманут и кинут. Потом, правда, обещал выяснить насчет поездки на джипах в каньон и прислать SMS-ку на следующий день. Но не прислал.

К экскурсиям я был в принципе готов заранее, предварительно изучив многие варианты в Интернете. Как раз отель в центре нужен был, чтобы добираться до автовокзала для длинной поездки в Анамур. Для вылазки в Алару мы сначала добрались до Окуджалара на Манавгатском долмуше. Поездки на джипах брали одном из агентств в центре Аланьи. Причем выбирали русскоязычное агентство, чтобы попасть на экскурсии с русским гидом. Таким оказалось турагентство "У Лены" на проспекте Ататюрка. Часовую поездку на яхте вокруг Аланьи взяли прямо на набережной в порту. Ну, еще наверх в крепость Аланьи и на поиски крепости Синек ездили на такси, дорого это было, но нам время было еще дороже.

Разумеется, оставалось также несколько часов и для пляжа. Очень приятный пляж Дамлаташ, это часть пляжа Клеопатры, ближе к крепости и пещере Дамлаташ. Зонтик и лежаки в нашей 5-м секторе были бесплатны по браслетам. Но в последний день, похоже, система изменилась, и неожиданно с нас потребовали талоны из отеля, о чем в отеле нас и не предупреждали. Пришлось снова тащиться туда-обратно за этими талонами. Вода у пляжа была теплая и прозрачная, дно песчаное и полого уходящее вглубь. Однако на поверхности плавал какой-то желтый налет. А вот пляж Инджекум оказался значительно лучше и своим песком, и еще большей пологостью. Разве что вокруг не было гор и крепостей.

Вечерние прогулки можно было совершать по набережной и по проспекту Ататюрка до парка у порта.

Там совершенно случайно мы оказались в день, когда Стамбульский "Галатасарай" оформил свое чемпионство. Местные фанаты высыпали из баров и устроили шествие, перекрыв на проспекте Ататюрка все движение.

И вот подборка снимков из центра Аланьи.

Дорога в Аланью из аэропорта Антальи:

Западная часть города:

Пляж Клеопатры:

Пляж Далматаш с прилегающим парком:

Археологический музей и пещера Дамлаташ:

Центр Аланьи к западу и северу от крепости:

Гавань:

Бульвар Ахмет Токуш в восточной части города:

Вечерние снимки:

Крепость в Аланье

В центре Аланьи в море выступает большой полуостров с горой, на которой находится хорошо сохранившаяся крепость XIII века, построенная при сельджукском султане Аладдине Кейкубаде. Чтобы сэкономить силы и время, мы не стали дожидаться автобуса №4, а поехали наверх на такси. Под конец водитель сказал, что в крепости 2 входа, куда, мол, ехать - направо или налево? Я наугад махнул рукой направо и не прогадал. Мы попали в укрепление Эхмедек с видами на пляж и на порт. Вход был платный, по 10 турецких лир, но нам объяснили, что по тем же билетам можно войти и в цитадель с другого входа. До цитадели прошли пешком по тропе мимо восстановленной мечети Сулеймана, руин башен и прочих построек. В цитадели крепости (Ичкале) находятся руины византийской церкви. Также сделаны 2 площадки с загородками, откуда можно увидеть совершенно отвесные склоны горы, уходящие вниз в море.

Спустившись вниз, также на такси, мы пошли в другие музейные объекты крепости - это средневековые верфи (Терсане) - пять отсеков, внутри с большими арками и маленькими отверстиями в потолках для освещения, в Арсенал (Топхане), в Красную башню (Кызылкуле).

А в последний день мы снова подъехали к цитадели, и, выпив чаю в кафе "Son Durak (Последняя остановка)", пошли вниз пешком, фотографируя стены, башни, виды на порт и город.

Гора с крепостью еще эффектнее смотрится с моря. Для этого в порту можно взять экскурсию на яхте. Совсем не нужно тратить целый день с купанием и обедом, так как больше на яхте плыть некуда (кроме пляжа Улаш на фоне небольших холмов к западу от пляжа Клеопатры). Такая экскурсия длится 1 час, сначала яхта идет мимо средневекового порта с верфями, затем вплотную к отвесным скалам с пещерами, вокруг мыса Дильварда, где находятся руины византийского монастыря.

Обогнув мыс, подходим к пещерам на западном склоне горы. Там в качестве развлечения для туристов специальные члены экипажа забираются на скалу и прыгают в море, затем собирают с туристов деньги.

Обратно в порт яхта проходит на некотором удалении от скал, и наверху становятся видны стены крепости Аланьи.

Анамур, крепость Мамуре - античные руины Анeмуриума

Поездка в Анамур должна была быть самой длинной за неделю путешествия. Мы не рассчитывали найти туда экскурсию на нужный день, поэтому заранее сходили на автовокзал, чтобы узнать время отправления автобусов. Проблема была в том, что у турок нет единого справочного расписания, надо выяснять это в каждой фирме (а их около десятка) по отдельности. В фирме "Метро" автобус был в 7.30, что нас не устраивало, так как завтрак в отеле начинался в восемь. В "Памуккале" нас отослали назад в "Метро". Зато в "Камил Коче" оказался автобус на 9 утра.

Вот я уже 2 года назад восхищался турецким автобусным сообщением. Здесь тоже был автобус с дисплеями в креслах, после отправления всем наливали воды, затем разносили чай/кофе и пакетики с кексами. Дорога была нормальной до Газипаши, а вот потом начались сплошные повороты на склонах гор. Около 100 километров трассы, с одной остановкой на отдых, мы проехали за 2.5 часа, и уже совсем измученные вылезли на автовокзале в Анамуре.

Вот здесь, у местной мечети, к нам пристал турок - чем могу помочь, куда вы хотите? Мы еще отбежали на другую сторону улицы, до бананового рынка, но он продолжал преследовать. Пришлось воспользоваться его услугами персонального шофера со своей машиной. Он нас отвез в крепость, после нее - в Анeмуриум и затем на автовокзал к обратному рейсу в Аланью. Между поездками ожидал, пока мы закончим осмотр, причем в крепости мы себя не ограничивали по времени, затем еще остались обедать в придорожном ресторанчике. Я попросил его назвать цену таких услуг, но в результате под конец он потребовал еще 10 лир. Ну, в общем, мы ездили и за большие суммы.

Крепость Мамуре впечатляет, на многие башни и стены можно залезть. Посредине двора крепости находится действующая мечеть, около 12 часов огласившая призыв к молитве.

А вот в Анeмуриуме лучше всего сохранился Одеон (Парламент) с полукруглым залом заседаний. Поблизости мы и искупались, хотя и вода была холоднее, чем в Аланье, и дно с валунами. Зато много было живности - паслись черные козы, дорогу переползла большая змея (не успели ее сфотографировать), рядом с тропинкой нашли небольшую черепаху, мирно жующую травку.

Несколько кадров с обратной дороги в Аланью:

Крепость Алара - пляж Инджекум

Чтобы добраться до этой крепости, мы сначала приехали на долмуше, идущем в Манавгат, до большого базара в Окуджаларе, где находятся местные турагентства. Основное их занятие - отправка туристов на рыбалку в район Аларахана. Но нам нужно было не стоять с удочкой на берегу пруда, а залезть на крепость, находившуюся поблизости. Во втором по счету русскоязычном агентстве мы договорились о сумме, за которую нас отвезут туда на машине, и через 2.5 часа заберут обратно. Доехали до конца дороги, отказались от местных фонарей, так как в моем мобильнике уже была установлена программа-фонарик.

Дальше пошли по утоптанной тропе до горы, затем наверх мимо обрыва и сразу же попали в туннель, который хорошо описан в Интернете. Идти по полуразрушенным ступенькам наверх, в полной темноте, не очень-то было удобно, но с фонариком вполне возможно. Местами встречались и маленькие световые окошки. Выбрались наружу, на средний оборонительный ярус, и начали обходить его с разных сторон, фотографируя руины и окружающие панорамы.

Тут появился еще один турист - немец, сносно говоривший по-английски. Он был налегке, наверное, сбежал с рыбалки. Но дороги дальше наверх не знал, как и мы тоже. Хороший местный гид пригодился бы, но его нужно было искать заранее и тратить на подъем под палящим солнцем лишние деньги, время, силы и желание, чего у нас уже и не было. В общем, спустились вниз и пошли смотреть караван-сарай Аларахан - тоже познавательная постройка эпохи султана Аладдина Кейкубада.

На обратной дороге мы уговорили нашего шофера, тоже Аладдина, за дополнительные 20 лир отвезти нас на пляж Инджекум. В Интернете его хвалят за необычайный песок и бухту, удобную для купания. Все действительно так и оказалось. Народу было мало, песок изумительный - мелкий и темно-песочного цвета, дно песчаное и пологое. Там же на пляже и обедали, а затем уехали в Аланью на долмуше.

Пещера Дим - река Оба

Эту экскурсию на джипе мы непонятно почему взяли в агентстве "У Лены". Вообще-то я хотел попасть на реку Дим, здесь же оказалась только пещера Дим на горе над этой рекой, а затем поездка по холмам до реки Оба. Джип в поездке оказался единственным (это нам повезло), причем все туристы русские. И гидша - тоже русская, Юля, живущая в Турции, оставила очень приятное впечатление. Да и пещеру тоже обязательно надо было посетить, она достаточно большая, 300 метров в длину, с несколькими подсвеченными залами.

Затем мы поехали в турецкое село на реке Оба, где все готовились к свадьбе, и куда вдруг нагрянула колонна джипов с украинскими туристами. По дороге сделали остановку в видом на руины крепости Кызылджашехир. И на склоне горы водитель с фотографом заметили и принесли показать всем большую черепаху.

Экскурсию заканчивали в зонах отдыха на реке Оба, сначала обед в пустом ресторане над речкой. Во время обеда пошел дождик, грибного типа, и похолодало, но у нас были ветровки, в которых мы и фотографировались на следующей остановке у водопадов.

Каньон Сападере

Посетить Сападере рекомендуют все путеводители, и это действительно так. Мы взяли экскурсию на джипах, их было три, со смешанным составом туристов; у нас в компании оказалась пара симпатичных русских теток из Эстонии (Кохтла-Ярве). А вот русский гид - турок, поработавший пару лет на стройке в Москве, больше придуривался, чем что-либо рассказывал. Надо сказать, что была и русская бабуля, которая придуривалась гораздо больше, хорошо хоть она не сидела в нашем джипе.

Во время поездки было что поснимать, мы выехали в настоящие горы.

По дороге туда у нас было две остановки - на экскурсию в местной мечети и на посещение турецкого дома, где занимаются выращиванием шелкопрядов.

Сам каньон действительно впечатляет, к тому же он хорошо благоустроен, сделаны мостки для туристов. Это я с ужасом вспоминаю прошлогодний каньон Саклыкент, как мы там переходили брод, а потом гуляли по грязному ущелью. Здесь же - узкий каньон с бурным потоком внизу под мостками, в конце ущелья - водопад.

По дороге ресторанчик, где на обратном пути можно было выпить турецкого чаю.

Кроме обеда (где мы брали форель и пиво), нам еще предстояло посещение небольшой пещеры Джюджелер (Карликов) в красивом месте на склоне горы.

И вот кадры обратной дороги в Аланью:

Поездка на крепость Синек

В последний перед отъездом день я далеко не езжу. Нужно было еще раз пройтись по крепости Аланьи, искупаться на пляже Клеопатры и собирать вещи. Поэтому взяли такси и поехали в район крепости Синек к западу от Аланьи. Но... это место оказалось не для туристов. Даже шофер не знал дороги, а указатели отсутствовали. Местные жители посылали в разные стороны. Поплутав по горной дороге, по которой ездили карьерные самосвалы, мы выбрались на поляну с отарой овец, откуда были видны какие-то руины. Добрались пешком до крепостной стены, но дальше уйти не удалось - наверху были сплошные дебри с колючками. Осталось только сфотографировать вид на Аланью сверху, и уехать, по более приличной дороге, назад. Вывод - надо для таких мест искать тропы в картах Гугла заранее. В следующий раз так и сделаем, но уже в другом регионе Турции. А в целом за эту майскую неделю получили впечатлений вполне достаточно.