Путешествия А.В.К.

Турция-2012
 Олюдениз - Мармарис (с поездкой в Грецию на Родос)

© Клюшник А.В.

С О Д Е Р Ж А Н И Е:

• Олюдениз • Фетхие • Тлос - ущелье Саклыкент • Дальян (Черепаший пляж) • 12 островов в заливе Фетхие • Голубая лагуна - мертвый город Каякёй - "The Sunset Tour" • Ксантос - Летоона - Патара
• Переезд в Мармарис • Мармарис • Острова и бухты возле Мармариса • Поездка на Родос • Залив Хисарёню • Залив Гёкова и остров Клеопатры • Купание с кусачими рыбами - Национальный парк Гюнюджек - поездка в Ичмелер • Вылетаем в Петербург

Большое путешествие 2012 года на отдых в Турцию, на двоих с сыном, я заранее спланировал разбитым на отели, находящиеся по разные стороны от аэропорта Даламан, в районах Фетхие и Мармариса. Такой заказ поездки через представительство Tez Tour'а был оформлен без каких-либо проблем, с учетом того, что переезд между отелями я сразу взял на себя, понадеявшись на рейсовые автобусы. Отели я тоже выбирал самостоятельно из списка на сайте Tez Tour'а, и, по некоторым соображениям, рекомендованные 4-зведочные отели я заменил на 5-звездочные. Также и время поездки, чтобы согласовать его на работе и не попасть при этом на окончание месяца Рамадана.

Олюдениз

Наш самолет вылетал в субботу в 17:20 и поэтому садился в Турции в полной темноте. В гигантском здании комплекса аэровокзала пассажиры нашего самолета оказались единственными на это время. Через 2 часа поездки на автобусе мы заселились в отель и даже успели попасть к позднему ужину.

Курортный поселок Олюдениз, по сути, состоит из двух улиц с торговыми точками, ресторанами и турагенствами, широкой набережной - посадочной площадкой для параглайдеров - и еще более широкого пляжа. Внутри все занято отелями, ориентированными, прежде всего, на англичан. В нашем 5-звездном отеле "Club Belcekiz Beach" мы оказались единственными русскими, и на родном языке общались только 1 раз с представителем Tez Tour'a, продавшим нам путевки на 2 экскурсии. С другой стороны, ориентация на англичан поддерживала в отеле высокий уровень сервиса. Ресторан отличался разнообразной едой и напитками, мы также с удовольствием ели на завтраки porridge (т.е. овсянку для сэров). Под рестораном можно было сыграть в бильярд и настольный теннис. В баре возле бассейна был 1 бесплатный алкогольный коктейль (который очень не понравился, но за остальные сумму запишут в ваш отельный счет), несколько разбавленных соков, кофе и чай. Надо сказать, что кофейные автоматы в Турции готовят очень хороший кофе с молоком, наливая его с пенкой.

Мы жили в той части отеля, которая находилась через дорогу от рецепции. Номер на 1-м этаже выходил в тихий внутренний дворик, усаженный разными цветущими кустами и деревьями. Пару раз нам клали цветы типа тюльпанчиков на убранную постель, но я заметил, что это горничная обдирала кустик прямо у нашего окна. Внутри - нормальный кондиционер, санузел с пробкой на раковине, телевизор с русским 1-м каналом, мебель, холодильник и небольшой чайник; каждый день нам ставили по большой бутылке воды и добавляли при необходимости пакетики кофе и чая. Не хватало только Wi-Fi в номере, для доступа к бесплатному Интернету приходилось ходить в район рецепции.

Отель, вернее, его часть с рестораном и бассейном, находился прямо на набережной. Сзади - высоченные горы и парящие в небе тандемы параглайдеров, т.е. отважных туристов, рискующих при посадке сломать ноги, с висящими сзади инструкторами, которые управляют полетом и посадкой. Кстати, турфирма предупреждала, что ее страховка подобный экстрим не охватывает.

Рядом пляж, галечный, с платными лежаками и зонтиками, но напротив отеля нам, носящим пятизвездочные браслеты, они предоставлялись бесплатно. А в море - сразу глубина и большой прибой, сбивающий с ног, и все это, включая дикую жару днем, мне не очень понравилось. Потом мы нашли значительно более приятное место, хотя и платное, рядом, в Голубой лагуне.

Чуть подальше, прямо на пляже, стоянка туристических яхт, почта, такси, конечная остановка долмушей. По вечерам, несмотря на практически не спадающую жару, народ гуляет по центральной улице, где вовсю функционируют бары и рестораны, с обязательной анимацией из полуголых шоуменов.

Фетхие

Олюдениз находится к югу от Фетхие в получасе езды на микроавтобусе. Можно было бы добираться и быстрее, но долмуш типа FIAT (с удивительно тесно поставленными креслами) по дороге делал крюк, заезжая в Хисарёню и Оваджык, районы, практически полностью заселенными англичанами. Там они живут в собственных особняках с бассейнами, ходят в пабы, для выезда к морю набиваются битком в те же долмуши. Мы общались с некоторыми, большинство среди них оказывались приверженцами лондонского "Арсенала", и тут сразу можно было упомянуть и об Аршавине.

Центр Фетхие явно не курортного типа, это длинные улицы с 2-3-этажной застройкой, автовокзал и мечеть, несколько выделяющихся торговых центров.

Но в юго-западной части города, возле причалов, находятся исторические достопримечательности - это пара небольших ликийских гробниц и руины амфитеатра.

Один раз мы взяли такси, чтобы сразу приехать на горку к скале с большими гробницами в виде храмовых портиков и, с другой стороны ущелья, к руинам крепости, откуда открылась панорама залива с цепочкой островов.

Ко всем остальным историческим местам нужно было ехать или купив путевки на экскурсию, или самостоятельно вкруговую, через автовокзал в Фетхие. Такое уж расположение Олюдениза, закрытого с востока и юга горным хребтом Бабадаг.

Тлос - ущелье Саклыкент

Понедельник оказался свободным днем, но нам захотелось посетить руины Тлоса, о котором в туристическом информационном центре Фетхие сказали, что он производит самое сильное впечатление. Собрались туда добираться вкруговую через Фетхие. Но я решил уточнить дорогу у водителя долмуша. В результате мы приехали на стоянку, где таких туристов уже поджидал один предприимчивый турок, владеющий микроавтобусом, который пообещал доставить нас в Тлос, затем в Саклыкент и обратно, и все это за 40 лир. Через некоторое время подтянулись англичане, затем поехали колесить по Фетхие, чтобы заполнить оставшиеся места турецкими туристами. Наконец, тронулись в путь. Через час мы, проехав Тлос, были привезены в ресторан в местечке Якапарк, с водопадами и живыми форельками прямо на барной стойке.

Затем вернулись в Тлос, где в течение часа по жаре облазили все руины.

Потом двинули в Саклыкент, сначала в ресторан для обеда, за деньги, сидя по-турецки на площадке с коврами и подушками прямо над бурной речкой.

Самым впечатляющим был поход в ущелье Саклыкент. Возле входа, где продаются билеты в ущелье, мы предусмотрительно оставили свои туфли, взяв напрокат за 3 лиры резиновые галоши. После входа начинается самая узкая и самая цивилизованная часть ущелья, с отвесными стенами, рокочущей внизу рекой и дорожкой-мостом, прибитой к одной из стен. Через 300 метров выходим на полянку с толпой туристов, которые не решились идти дальше. Потому что дальше надо перебираться вброд через бурный поток реки Даргаз, с дном из валунов, глубиной по колено и местами даже по пояс. Вот тут галоши и оказались нужны. Мы оставили свой рюкзак у пары пожилых англичан, взяли фотоаппараты и двинулись в воду. Самое главное было не утопить фототехнику. Хоть сами и вымокли больше чем по пояс, но аппаратура уцелела. А затем можно было идти по мокрому дну гигантского каньона, с налетом грязи по стенам, и восхищаться грандиозным видом, которого я еще нигде не видел.

Конечно, через полчаса начали попадаться огромные валуны, через которые надо было пролезать, потом нам надоело снова рисковать свалиться на каком-нибудь перекате, и до самого конца (до водопада) мы не дошли. Но и оставшегося хватит надолго, тем более что нужно было еще брести обратно через тот же бушующий поток.

Через некоторое время, выбравшись наружу, придя в себя и подсохнув, стали собираться в обратный путь. Но тут организатор нашей экскурсии решил, что его автобус переполнен, и передал нас с англичанами из Фетхие в обычный долмуш, хотя и без оплаты. В общем, мы потеряли еще полчаса, и в некоторой давке и с разными заездами в населенные пункты все-таки добрались до Фетхие, а затем и в отель.

Дальян (Черепаший пляж)

Это была экскурсия от туфирмы. Приличный автобус, небольшая лодка без посторонних туристов. С удовольствием прокатились по реке Дальян до пляжа, затем обратно. Еще в начале пути по реке я успел заметить черепаху, сразу же нырнувшую в глубину. А возле пляжа была остановка с показом дрессированной черепахи - она буквально выпрыгивала из воды за приманкой из голубого краба. Песчаный пляж, на котором большой участок в глубине отгорожен для черепах (там, в песке, закопаны их яйца), а для туристов оставлены 10 метров у самой воды, оказался очень приятным и для загара, и для купания. Небольшие волны катились над полого уходящим вглубь песчаным дном. Поблизости был и ресторан, и удобства в виде переодевалок. Кроме моря, можно было искупаться и в реке возле пристани, для этого нужно было пройти порядка сотни метров.

И вот кадры поездки. Сначала - длинная дорога на автобусе через Ортаджа, со сбором туристов по отелям:

В местечке Дальянкызы загрузились в поданную моторную лодку с навесом от солнца. Начальный отрезок пути - мимо причалов в центре Дальяна, за которыми справа появляется скала с ликийскими гробницами античного города Каунос:

Дальше наша лодка пошла протоками среди камышей в дельте реки Дальян:

Перед выходом к пляжу нам демонстрируют прирученную черепаху карета-карета. А после этого мы причалили с обратной стороны пляжной косы и пошли к морю купаться в волнах и загорать под ветром. Но последний кадр здесь снят в устье реки Дальян, где мы тоже совершили заплыв.

Обед на обратном пути был в ресторане прямо напротив одной из скал с ликийскими гробницами. Далее была остановка у грязевого бассейна (ну это на любителя); неподалеку в зарослях плавали маленькие черепашки.

И вот кадры из автобуса с обратной дороги через Ортаджа:

12 островов в заливе Фетхие

Это тоже была экскурсия от турфирмы, но в составе сборной группы. Нас довезли в порт Фетхие, где мы погрузились на большую двухпалубную яхту. По программе было несколько купаний в море в разных бухтах и одна высадка на берег. Я сам плохо плаваю, поэтому не выпрыгивал в море, и сидел внизу, спрятавшись от солнца, его и так хватало в течение всего отдыха. А вот Павел, имея большой опыт занятий в бассейне, демонстрировал всем и прыжки с верхней палубы, и комплексное плавание вокруг яхты.

Сначала яхта выбирается на широкую часть залива из бухты Фетхие через пролив между одноименным полуостровом (слева) и островом Шевалье:

После этого вдали справа остается берег залива, а слева минуем остров Кызыл и гряда Деликли, затем остров Катранджык. Прибыли к бухте Чыглык, где было организовано первое купание с яхты.

Теперь вперед, к островку Яссыджа с уютным заливчиком и пляжем, где и я вышел на берег и проплыл свою дистанцию. На Яссыджа есть даже небольшое озеро, а рядом россыпь мелких островков и два крупных - Гёджек и Хаджихалиль.

Следующий отрезок у нас проходит в заливе Гёджек, мимо острова Хаджихалиль к северной бухте острова Терсане. Там была остановка не только для купания, но и для обеда на яхте.

И вот вдоль северного берега Терсане возвращаеися на простор залива Фетхие. Впереди слева гряда островов Деликли, за ней через проливчик выходим к северной бухте острова Кызыл для очередного купания.

Перед выходои из бухты было видно, что над берегом залива нависла черная туча и даже несколько раз громыхнуло. Но к нам гроза не добралась, и мы спокойно направились, мимо плотно застроенного островка Шевалье (или Рыцарского острова) в порт Фетхие.

Голубая лагуна - мертвый город Каякёй - "The Sunset Tour"

Времени в Олюденизе оставалось мало, а нужно еще много чего было посетить. Поэтому в один день мы запихнули сразу три вылазки. С утра пошли купаться в национальный парк "Голубая лагуна" на песчаной косе, отделяющей от моря залив, окруженный горами с трех сторон. Удовольствие стоило по 5 лир за вход, затем по 6 за каждый лежак и за зонт. Но все это стоило того - народу утром практически не было, вокруг сервис, мороженое и свежий апельсиновый сок, небольшой зверинец с гусями и барашками. Мы расположились на берегу лагуны, с очень удобным пологим песчаным пляжем, где совсем не бывает волн. Но не забыли также пройти 50 метров через косу и окунуться в чистейшем море - там пляж был галечный.

После обеда была запланирована поездка в Каякёй. Все лишь 15 минут на такси за 35 лир. 90-летние руины греческого села Левисси стоят там после выселения греков по договору обмена населением 1923 года. Туркам-переселенцам из Македонии это место не понравилось, и они разъехались, оставив все разрушаться. Действительно, жить на склоне горы, наверное, было не слишком комфортно. Мы побродили среди руин, зашли в музейчик в одном из реконструированных домов, в две большие церкви (одну вроде немного восстанавливают для музеификации).

Затем по каменным лестницам выбрались наверх горки с каменной церквушкой, от которой открылся вид на залив возле Олюдениза. Ну и обратно, ради экономии времени, двинули тоже на такси.

3-й вылазкой была вечерняя экскурсия на яхте из Олюдениза. Этот тур мы купили в одном из местных турагенств. Вообще-то предлагали и целодневные поездки, с высадкой на острове и заходом в Ущелье бабочек, но у нас на подобную экскурсию дней уже не оставалось. После некоторого ожидания у турагенства появился групповод, и все отправились через пляж к подошедшей с дневной экскурсии яхте. На вечерний тур народу набралось в два раза меньше. Маршрут проходил мимо ряда скалистых бухт, где я заметил и часовню, у которой побывал днем.

Затем мы прошли возле острова Гемилер (Св. Николая) с руинами церкви на горе, и остановились в бухте ждать захода солнца. Закат получился так себе - облаков не было и солнце опустилось не в море, а за низенький перешеек к полуострову Боздоган. За этим процессом под громкую музыку наблюдали туристы с нескольких яхт; в бухточке также молчаливо стояла суперяхта какого-то олигарха.

После заката нам устроили высадку на пляж под скалой на пляже Камель, с костром и турецкими плясками в хороводе, возглавляемом местной аниматоршой. Я бы сказал - как в пионерском лагере, а Павел высказался - как в детском саду. Народ был уже в возрасте, поэтому не слишком зажигался.

Ксантос - Летоона - Патара

Последний свободный день мы посвятили поездкам по античным руинам. Для этого пришлось выбраться в Фетхие, а затем с автовокзала уехать в город Кынык, центр выращивания турецких помидоров, в котором вся долина занята теплицами с белой пленкой наверху (но летом теплицы не используются).

Всего в 1 километре от центра Кыныка находятся руины древней столицы Ликии - города Ксантос. Сразу видишь ворота, театр, агору, пару гробниц на каменных столбах и знаменитый обелиск, весь покрытый нерасшифрованными текстами на ликийском языке.

Рядом - древняя дорога и руины византийской базилики, на горке чуть повыше - большой некрополь. Самые крупные гробницы мы нашли сами, а те, которые поменьше, помог найти местный турок (за 5 лир), гулявший там, наверное, в ожидании похожих на нас туристов.

Жара усиливалась, и дальше искать/ждать автобусы было невозможно. На автостанции с помощью местного населения подрядили частника для поездки в Летоону (с осмотром в течение часа) и далее в Патару, благо это совсем недалеко. Летоона - это комплекс из трех храмов, бассейна и театра, интенсивно восстанавливаемый. В одном из храмов - реставрированная мозаика, в другом - 3 колонны, вокруг рассыпаны круглые блоки от остальных колонн. А театр сохранился очень даже прилично.

В Патаре мы вылезли на автостанции, но оказалось, что до руин надо еще далеко идти под палящим солнцем. Хорошо, что проезжала маршрутка, на которой удалось подброситься. Здесь были агора, за ней - полностью восстановлення для современного использования здание булетерия (парламента), совсем как новостройка, рядом - большой театр в исходном, довольно хорошем состоянии. Вот на него я уже не захотел лезть, и решил немного переждать в тенечке. К тому же запас воды в двух бутылках подходил к концу. Но оставалось совсем немного пройти до последней точки путешествия - пляжа в Патаре.

Да, пляж там - великолепный. Гигантский, из отличного песка, полого уходящий в море. Рядом - ресторан, в котором мы взяли "ики балык ве бира" (т.е. две рыбы и пиво). Также на пляже взяли зонтик и лежак и отдыхали целый час.

Для обратной дороги тоже пришлось выбирать - время или деньги. Уехали в Кынык на такси, но там автобус только что ушел, а до следующего, последнего, нужно было ждать полтора часа. Я спрашиваю у местных: "такси вар мы?" - "Такси йок", отвечают. Ну, пошли гулять, купили коробку сока и скромно распили его, не афишируя. Тут нас находит один товарищ и говорит - сейчас будет машина, за столько-то лир, какая твоя цена? Я не сразу понял, что надо торговаться, но потом вспомнил нужные слова и сбросил цену. В результате к нам подъехал местный водитель и на своей машине не самой последней марки быстро доставил в Фетхие, откуда путь в Олюдениз в компании англичан был уже привычным делом.

Переезд в Мармарис

Не было проблем ни со сборами, ни с переездом из Фетхие в Мармарис. Автобус фирмы "Фетхие сейахат", билеты по 20 лир, в пути 3 часа с одной остановкой в Ортаджа. До и от автовокзалов - на такси. Кстати, в долмуши с большими сумками/чемоданами просто не пускают, сами потом наблюдали подобную сцену. Устроились в отель, перекусили на позднем обеде в баре у бассейна, искупались.

Отель "Golden Rock Beach" - 5 звезд, впечатление на 4 балла. Все вроде бы хорошо, и номер просторный, и кондиционер тихо работает, и вид на море есть (как бы на некотором расстоянии за бассейном, ограничивает его только корпус отеля слева), и удобный бассейн 1,5 метра глубиной.

Пляж отеля тоже хороший, у берега камни, но расчищен проход по центру пляжа, дальше на дне песок. Очень удобные (и бесплатные) лежаки под зонтиками. И самое главное - пляж полупустой, даже днем. И у бассейна полно пустых шезлонгов.

А вот минусы. Номер - без вытяжки в санузле, который был с большим окном в комнату, закрытым жалюзи. Наверное, при отключении электричества это пригодилось бы. Шкаф без полок для одежды. Wi-Fi в номер почти не достает, надо спускаться вниз, к бару.

Однако наш номер (330) оказался с дефектом. Ночью за стенкой с рокотом включался какой-то компрессор, не дававший спать. Первую ночь с 4 до 5 утра, вторую - с 0.40 до 3.50. Я жаловался представительнице от турфирмы, во вторую ночь вызвал ночного менеджера, который послушал и сказал "OK". И уже вечером, когда мы приехали с Родоса, нас переселили в другой номер (442), в котором этой проблемы не возникало и, к тому же, был даже еще более широкий вид на море. В этом нам помогла Гюльнара - менеджер отеля по работе с русскими туристами, единственная (не считая представительницы Tez Tour'а), кто говорил по-русски, за что ей большое спасибо. С остальными служащими я общался в меру своего знания языков - немного по-турецки, но больше по-английски.

Ну, еда в отеле - ужины на 5, были и куриные ножки на обед, жареная индейка, сладкие арбузы, виноград кишмиш, кофе с пенкой из автомата, местное пиво и вино (по желанию). Но вот завтрак был слабоват, не хватало овсянки, булочек с вареньем, сосиски никуда не годились... В баре у бассейна был также час с 17 до 18 для кофе с бисквитами двух сортов и печеньем.

Впечатление также портила жара - на балконе не посидеть, в огромных холлах также душно. Всю неделю в Мармарисе светило солнце, небо было безоблачным, градусники на улицах могли показывать от 37 до 45.

Мармарис

Приехать в Мармарис - значит попасть в очень живописное место. Большая бухта со всех сторон окружена горами. Впереди море загораживают высокие острова Ийлдыз (т.е. Звезда, его еще называют Райским) и Кечи (Козий), между которыми находится неширокий пролив. Повсюду плавают прогулочные яхты, один раз утром я увидел, как в бухту входил большой круизный лайнер. По набережной Мармариса от нашего отеля (в ее западной части) к центру города на востоке идти около одного часа. На центральной площади - памятник Ататюрку и, для развлечения туристов, телескоп, через который я разглядывал кольца Сатурна.

Прогулочная набережная со сплошными отелями и пляжами, усеянными зонтиками, ближе к центру сменяются проспектом с рядом общественных зданий и торговых центров, высокими пальмами по бокам и причалами.

Еще дальше набережная поворачивает к югу, здесь налево будет старая часть города с базаром, на горке небольшая крепость - музей. Из крепости хорошо видна панорама всего Мармариса и его бухты.

После крепости мы прошлись по набережной Старого города и вернулись в его центр к базарам под навесами крытых улиц.

И еще одна была прогулка по Старому городу, теперь уже вечером:

Также от памятника Ататюрку можно выйти на центральную площадь с часовой башней и фонтанами, красиво подсвечиваемыми вечером. Еще одна достопримечательность Мармариса - большой амфитеатр, вроде бы современной постройки.

Мы еще несколько раз были в центре, но уже ездили туда на маршрутке - микроавтобусе с зеленой полосой на боку. Всего 2 лиры и 15 минут до центра. Ее маршрут идет по бульвару, на который выходят самые большие отели, и затем уже сворачивает на набережную.

Острова и бухты возле Мармариса

Морскую прогулку по заливу Мармариса мы взяли в турагенстве прямо напротив отеля. Двухпалубная яхта отчалила от пристани в центре и взяла курс к противоположному острову Йылдыз. Там есть еще маленький островок Бедир. Напротив него рыбная ферма, но сами рыбы, наверное, прячутся в глубине. И неподалеку сделали первую остановку для купания с борта яхты.

Дальше мы вышли из бухты Мармариса мимо скалистых берегов острова Йылдыз с пещерой, называемой "фосфоресцирующей" из-за цвета воды.

От пещеры яхта направилась к противоположному берегу и дальше на юг, мимо островка Каргаташ в сторону полуострова Бозбурун. И в бухте Асарджык остановились для купания.

Затем повернули назад, идем в сторону Турунча. Виден сквозной туннель в скальном мысе Дюмбек возле поселка.

В Турунче сошли на берег и смогли искупаться с пляжа и выпить сока в одном из многочисленных ресторанчиков.

Вроде бы уже пора и домой. Но по программе впереди еще одно купание в море в бухте "Зеленое море", сразу за мысом Шарпбурун.

Теперь двинулись в последний переход, после мыса Шари Мехмед обошли с западной стороны островок Карга. Слева, против солнца, видна бухта Ичмелер.

Теперь минуем остров Кечи (Козий) с его тремя мысами на западной оконечности. И после него справа - большой остров Йылдыз, а прямо - Мармарис, в порт которого мы и возвращаемся.

Поездка на Родос

Шенгенские визы у нас были, путевку сразу купили у представительницы турфирмы, оставалось только выйти из отеля в 7.30 натощак, так как завтрак начинался как раз в это время. Ланчпакеты из отеля, с яблоком, 4 кусочками булки и ванночками с маслом и джемом, мы предпочли оставить в холодильнике. После получения билетов в порту и паспортного контроля погрузились на катамаран и еще полчаса ждали отправления. Катамаран большой, быстрый, с двумя палубами, баром внизу и немытыми стеклами. До Родоса было примерно час и 10 минут ходу, внизу изрядно качало. На паспортном контроле долго рассматривали финскую шенгенскую визу, задавали вопросы (по-русски).

В Родосе все были предоставлены самим себе, мы сразу пошли через Морские ворота в город, к Археологическому музею, затем через улицу Рыцарей к дворцу Великих Магистров.

Посещение музея во дворце запомнилось его интерьерами - залами с колоннами и историческими мозаиками на полах.

После музея забрались на башню с часами - вход для взрослых 5 евро, с включенным напитком. В кафе у башни был большой выбор греческих соков, не только апельсиновый, но и лимонный, грейпфрутовый. После этого вспомнили, что завтрака у нас не было, и остановились в одном из ресторанов, решив попробовать типичную греческую еду - греческий салат, мусаку, пиво Mynthos. Все было вполне съедобно.

Следующей целью был Акрополь с храмом Аполлона на горе Монте Смит. Такси по городу стоит всего 5 евро, потому и поехали туда на тойоте. Шофер любезно подсказал, куда пройти, где сделать снимки с видом на море, и где лучше ловить машину обратно. В Акрополе - реконструированные стадион инебольшой театр; в храме стоят только 4 колонны. Конечно, вышли на обрывистый берег с видами на сам остров и на противоположную Турцию. Обратно уехали в сторону казино на проходившем такси в качестве подсадки за те же 5 евро - в Греции, оказывается, так принято.

Времени оставалось только, чтобы прогуляться по набережной от казино через старый порт до крепостных стен, и затем обратно через город к катамарану, отправление было назначено на 17 часов. Конечно, полдня для такого острова слишком мало, надо подумать о продолжении в каком-нибудь будущем.

Залив Хисарёню

Залив Хисарёню окружен невысокими горами, местами со скалистыми верхушками. Наша яхта стартовала от причала Хисарёню, на борту была система All Inclusive, включая обед, на который подали рыбу дораду, и напитки, в том числе пиво. Сначала мы двигались вдоль южного берега залива, первой была остановка для купания в бухте Орхание напротив острова с руинами Байбассоса.

Затем яхта подошла к Девичьей косе, где было видно, как прямо по морю ходят толпы туристов.

Теперь направились к острову Камерие.

После высадки на берег мы смогли подняться наверх, к руинам византийской церкви с сохранившимися перед ней мозаиками из разноцветной гальки.

После острова яхта отошла совсем недалеко, в бухту Сыг. Пока желающие туристы купались, команда готовила обед для раздачи на палубе.

И вот отправились дальше, теперь через весь залив к его северному берегу. И на полпути - самая примечательная остановка с высадкой на остров Дишлидже (Зубатый или Зубы дракона). Это всего лишь несколько скал, торчащих из воды; наша небольшая яхта подошла практически вплотную и спустила трап в месте, где было воды по пояс. Так что можно было выйти на остров с фотоаппаратами. С других (больших) яхт народу на остров нужно было плыть. На берегу среди скал от имени команды произошла раздача арбуза всем, кто туда высадился. Обратно запрыгивать из воды на трап было менее удобно.

Приблизились к северному берегу залива, это уже полуостров Датча, где на пригорке виден суперотель "D Maris Bay". Чуть дальше - остров Кроликов с настоящими кроликами, ждущими подкормки от туристов.

У нас осталась еще одна остановка в бухте Суджагыз на фоне скал полуострова, после чего возвращаемся к причалу.

Залив Гёкова и остров Клеопатры

Для экскурсии по заливу Гёкова к острову Седир (Клеопатры) нужно было ехать полчаса до пристани в Акъяка.

Залив Гёкова - прямой и широкий вплоть до Бодрума и греческого острова Кос.

На яхте не было All Inclusive, поэтому нам постоянно надоедали предложениями всевозможных напитков. Но мы запаслись парой бутылок воды из отеля.

Постепенно перемещаемся к левому, низкому берегу полуострова Датча. Первая остановка - купание в бухте Гелиболу.

Cамое главное будет дальше - это высадка на остров Седир. Пляж Клеопатры (точнее, маленький пляжик в узенькой бухточке), из мельчайшего песка, отгорожен веревками от туристов и находится под наблюдением охранника. По бокам есть деревянные сходни, причем правая лестница удобнее левой. Там все оставляли обувь. Дно бухточки покрыто таким же песком и очень приятно для плавания.

Перед выходом на берег экскурсоводша призвала нас занять лежаки на обычном пляже немного выше пляжа Клеопатры и пойти сначала осмотреть древности. На острове сохранились нераскопанные руины театра, храма, холодильных ям и маяка. Наша маленькая экскурсия объединилась с другими русскими группами, которые ехали из Бодрума до пристани аж 2 с половиной часа. В общем, это была наиболее историческая часть всех поездок из Мармариса. И после руин вернулись к пляжу и побежали в воды бухты.

Конечно, поездка не обошлась еще без пары остановок для купания. Сначала совсем недалеко от острова Клеопатры, в бухте Инджекум. А в бухте, называемой "Фиолетовое море"(Ладживерт) из-за своей 60-метровой глубины, яхта встала вплотную к скале, куда залез один из членов команды, и перед всем народом спрыгнул в море с самой вершины. Павел после этого съехал по горке-трубе, проходящей с верхней палубы через всю яхту, и вынырнул с левого борта.

Купание с кусачими рыбами - Национальный парк Гюнюджек - поездка в Ичмелер

Мы долго думали, что делать в последний свободный день в Мармарисе. Ехать в Бодрум - слишком далеко по жаре, в Книдос - тоже далеко. В итоге решили немного отдохнуть. Купаясь на пляже отеля, хорошо разглядели кусачих рыб ("гарра руфа" или "кангал"). Если стоять в воде неподвижно, то эти небольшие рыбки с черными полосками у хвоста сразу приплывут, покружатся возле вас и затем начнут слегка покусывать своими губками. Очень оригинальное развлечение.

Мы еще успели съездить в Национальный парк Гюннюджек, в котором растут специфические деревья для парфюмерной промышленности. Их листья в свежем виде действительно пахнут как-то парфюмерно. Но народу там в самый пик жары не наблюдалось.

После обеда Павел решил еще немного отдохнуть, а я отправился в Ичмелер. Вообще-то еще раньше мы хотели дойти туда по набережной от отеля, но не выдержали длинного перехода по жаре, дошли только до мыса с видом на курорт и вернулись обратно.

И вот я поехал туда на маршрутке. Мне показалось, что бухта Ичмелер - еще более живописное место, чем Мармарис. Бухта там меньше, закрывается островом Кечи, который кажется еще более скалистым. Но из-за жары я только прошелся по набережной и сделал несколько снимков.

Последний выезд вечером в центр Мармариса - за сувенирами. Нужно было собираться в обратную дорогу.

Вылетаем в Петербург

Вот, день отъезда мы начали с купания у отеля, вместе с теми же рыбами. После сдачи номера оставалось много времени до трансфера. После обеда мы устроились в кафе напротив смотреть футбол Зенит - Спартак, который нам поймали на каком-то англоязычном канале. Результат матча поднял настроение, но надо было убить еще 3 часа - в баре отеля, с напитками и Wi-Fi'ем. Наконец автобус довез нас до аэропорта за 2 часа, с небольшой остановкой в караван-сарае местечка Читлик. Затем этот огромный аэровокзал в Даламане, где 60 стоек регистрации и 30 телескопических выходов в самолеты. Самолет Boeing 767-300, с неудобными (слишком узкими) креслами посередине. Прилетели ночью, и еще пару часов убивали в Пулково, дожидаясь сведения мостов, чтобы можно было уехать на такси. Вот так путешествие и закончилось.