Путешествия А.В.К.

© Клюшник А.В.

С О Д Е Р Ж А Н И Е:

Туркомплекс "Солярис"

В 2010 году я организовал летнее путешествие в Хорватию на троих, вместе с женой и сыном. Выбранное направление – Шибеник – могло быть интересно и для них, поскольку они в Северной Далмации не были, за исключением водопадов Скрадинского Бука в Национальном парке «Крка», и для меня, так как из Шибеника можно было уехать на десяток экскурсий в разные места, где я тоже не был. К тому же по ценам туркомплекс «Солярис» представлялся достаточно демократичным – всего 42000 рублей на одного с авиабилетами и полупансионом на 12 дней.

Сейчас можно сказать, что путешествие удалось на твердую четверку. Может, оценка была бы и лучше, но впечатление портили всякие мелочи и неувязки. Но самое главное, что повезло с погодой – все 12 дней было преимущественно солнечно, 30-35 градусов, без дождей. Вода у Шибеника была в самый раз – не кипяток, но и не холодная.

Вообще-то «Солярис» отличается очень большим галечным пляжем (Белый пляж), но постоянные зонтики у пляжа забиты платными лежаками, забронированными с самого утра, а от них до ближайших сосен со спасительной тенью было далековато. Вода совершенно прозрачная, покатое дно состоит из крупной гальки и скользких валунов, так что без тапок туда лучше было не соваться. Вид с пляжа – на остров Зларин, закрывающий почти весь горизонт.

Для детей и всех остальных, кому лень было таскать с собой «папучице за море», есть и другой пляж, покрытый щебеночной крошкой, из-за которой вода совершенно потеряла прозрачность, с видами в сторону горок к югу от Шибеника и на совершенно плоский остров Крапань. На этом пляже мы часто окунались по вечерам. Собственно, и времени для купания много не оставалось, каждый день уезжали куда-либо на экскурсию или автобусную поездку.

Местность в туркомплексе перенаселена туристами; рядом был и автокемпинг, забитый машинами и прицепами. Все отели и кемпинг – в большой сосновой роще. Еще дальше - небольшой песчаный пляж и протока в лагуну с яхтенной стоянкой.

У нас в отеле не хватало разве что вида на море; наш номер выходил на север, на лужайку перед дорогой внутри комплекса; в номере было достаточно тихо и прохладно, так что на ночь мы отключали кондиционер. Особенность отеля «Иван» и остальных отелей – железные жалюзи на балконе, на 1-м этаже нет сдвижной части, что обеспечивает максимальную безопасность, но портит внешний вид. В нашем отеле был сувенирный магазин и банкомат; еще в одном отеле мы нашли в продаже и SIM-карты хорватского Tele2, обеспечив себя дешевой местной связью и мобильным интернетом. Продукты (прежде всего – соки и минералку) можно было купить в маркете в автокемпинге (15 минут ходьбы).

Нас вполне устраивал полупансион в ресторане отеля. Питание было организовано в виде шведского стола, напитки вечером – за дополнительную плату через официантов. Вот только один из них явно ленился приносить горячий чай, хоть и платный, все говорил, что его «нема». А как же без чая брать пирожные из богатого ассортимента? Мы потом перестали ходить в его часть ресторанного зала. Еще подкачали помидоры на раздаче, совершенно безвкусные, с белыми сердцевинками. С другой стороны, один раз мы приехали поздно (из Задара), но нас уже ждал заказанный руководительницей группы персональный ужин, и все получилось очень хорошо. Ну а днем, в поездках, нам больше всего нравилось заказывать «билу каву».

Рядом с отелем сосновая роща и этнодеревня, где можно было прогуляться и днем, и вечером.

Шибеник

Первая вылазка – в Шибеник, где я, собственно, побывал и в предыдущем году, съездив на полдня из Задара. От «Соляриса» ехать до центра города минут двадцать, на их автобусе за 12 кун. Расписание не очень удобное, утром автобус в 9.00, до этого времени на автовокзал можно уехать на такси за 100 кун. Но однажды на вокзале Павлик услышал объявление про городской автобус до "Соляриса". Оказалось, что ходит такой раз в час, за 11 кун; его расписания не было ни в отеле, ни на остановке.

Итак, мы уехали, вызвав такси по номеру, данному на рецепции, и начали прогулку с наивысшей точки, куда можно было доехать – с крепости Св. Ивана.

Соседняя крепость Шубичевац отличалась от Св. Ивана наличием скамеек и горами неубранного мусора.

А крепость Св. Миховила – платным входом и достаточным числом посетителей на стенах.

Из крепости Св. Миховила начали спускаться к центру города. Сначала - к монастырю Св. Ловре. В кафе в монастырском садике «била кава» была, а вот чего-либо съестное отсутствовало.

Затем мы вышли к Кафедральному собору.

И вот делаем небольшой круг по улочкам Старого города и выходим к театру.

По другую сторону от театра - площадь Поляна и два сквера, в одном из них оригинально выглядит фонтан, населенный черепашками.

Основные магазинчики находились в восточной части Старого города, вокруг театра. Но мы оставили закупки в них и на рынке на потом, а последним днем оказалось воскресенье, и все было закрыто. Лишь в понедельник, перед отъездом, съездили на рынок, и купили для Павлика майку Хайдуковца-торсидаша.

Мы еще несколько раз пробегали по Старому городу, как правило, приехав после очередной экскурсии или поездки. И вот снимки, условно сгруппированных в несколько маршрутов.

Маршрут от автобусного вокзала вдоль набережной к Долацу:

Обратно через Старый город к Францисканскому монастырю:

И снова кадры вокрыг площади Поляна:

Также в Шибенике Павлик посетил, со мной вместе, хорватский футбольный матч. Это была встреча "Шибеник" - "Загреб", которую местные "ногометаши" бездарно проиграли со счетом 0-1. Зрителей набралось 1600, но казалось, что больше, наверное, из-за маленькой трибуны. Публика была очень приличная и реагировала только на действительно острые моменты матча. 10 "навиячей" из Загреба создавали на стадионе гораздо больше шума. Потом мы узнали, что местные фанаты нашли причину бойкотировать этот матч. Ну а мне просто понравился вид на горки за стадионом.

И еще несколько кадров по пути из центра города в "Солярис":

Остров Крапань

Этот остров, самый низкий на Адриатическом море (максимальная высота всего лишь полтора метра) известен своим монастырем и добычей морских губок. Он остался нам для посещения в последнее воскресенье нашего путешествия. Всего 15 минут на городском автобусе от рынка до Бродарицы, затем вышли на причал и увидели, что до ближайшего катера еще 3 часа. Просто в воскресенье эта линия практически не работает, остается всего 4 рейса. Пришлось побегать по причалу, и, наконец, один из местных жителей, отдыхавший с компанией поблизости, согласился перебросить нас на остров на своей моторной лодке. 10 минут – и мы там. Он же подсказал, что можно прогуляться и по окружности острова, что мы и сделали.

Еще посмотрели на церковь монастыря перед службой, на часовую башню, посидели в кафе и где-то потеряли маленький круглый градусник, отвалившийся от рюкзака. Обратно поехали уже на единственном дневном рейсе регулярного паромчика.

Остров Зларин

На этот остров мы съездили с экскурсией, на «пиратской» яхте прямо из туркомплекса. Команда корабля выглядела достаточно экзотически, но значительно больше шума производили окружающие пассажиры-итальянцы. Кстати, наш сосед увидел надпись на моей панаме и сразу сказал, что Зенит – это Спалетти. Все остальное было не понятно; другими языками, кроме своего итальянского, они не владели.

Перед Зларином яхта подошла вплотную к форту Св. Николая.

Ну а на самом острове главный «пират» показал всем церковь и музей. Зларин - это остров кораллов, и музей был посвящен добыче кораллов местными жителями и их обработке.

В итоге, вся поездка заняла 3 часа; наши "пираты" купались, прыгая в воду прямо с пирса.

Остров Првич - Водице

Эту поездку, на рейсовом корабле из Шибеника, мы устроили себе в первую субботу нашего путешествия. Корабль “Tijat” отправляется из порта Шибеника, идет каналом Св. Анте (форт Св. Николая остается немного в стороне), затем заходит в Зларин – Првич Луку – Првич Шепурин и заканчивает рейс в Водице.

В Зларине мы оставались на корабле во время получасовой стоянки с оживленной высадкой-посадкой и выгрузкой-погрузкой..

Мы покинули корабль на острове Првич, на причале Првич Лука, и затем неспешно пошли по острову в сторону Шепурина.

Рядом с набережной – пляж Шепурина, с узкой полоской смеси песка и мелкой гальки. Прямо за пляжем горизонт закрыт островом Тият. Народу на пляже почти не было, поскольку еще не пришел обратный рейс с отдыхающими из Водице. А ровно в 12 на церкви в Шепурине зазвонили колокола.

Мы нашли еще одну церковь рядом с бывшей усадьбой и прогулялись на другую сторону острова.

Была идея уехать в Водице каким-либо частным катером, но, честно говоря, таких предложений не наблюдалось. Там хоть и много стояло яхт и катеров в порту, но народа почти не было, как будто все местные уехали отдыхать на свои виллы. Так что пришлось ждать следующего рейса того же самого «брода Tijat».

Водице выглядел очень оживленным городком. Еще раньше я думал, что лучше выбрать для отдыха – «Солярис» или Водице. Все-таки «Солярис» на отшибе, лучше жить где-то недалеко от центра жизни и всяческих предложений (экскурсий, развлечений и т.д.). С другой стороны, «Солярис» ближе к Шибенскому автовокзалу и причалу, откуда мы куда-то все-таки ездили. Хотя большинство автобусов до Примоштена – Трогира – Сплита проходят через Водице, тут не было бы проблем с отъездом. Вот еще что слышали от туристов из Водице: они хвалили вид на море из отеля (чего нам не хватало), но ругались на толкучку на узком пляже.

Все хорошо, но вот только посидели там в одном из ресторанчиков на набережной и на следующий день из нас троих один на 2 дня оказался отравленным.

Муртер - Корнаты

В прошлом, 2009 году, я съездил в Национальный парк «Корнаты» из Задара. Добирался туда на корабле целых 2 часа и увидел только самую западную часть. Гораздо ближе на Корнаты плыть из Муртера. Вот такое путешествие я и купил в одной из турфирм Шибеника.

Муртер находится на одноименном острове, но дорога туда идет через узким пролив с разводным мостом в городке Тисно. Но сначала здесь два других снимка - это вид с самолета на остров Муртер (на горизонте - Корнат, а справа - пролив в Тисно) и вид с моста через реку Крка возле Шибеника.

Наша яхта «Бура» выглядела не слишком удобной для любителей фотосъемок, наверху трудно подобраться к бортам через скамейки и сидящих там экскурсантов. Мы с Павликом, однако, более-менее устроились в компании с одной польской парой. Всего час через Муртерское море – и мы уже в восточной части корнатских островов.

Но нам не повезло с погодой. Из-за нее капитан изменил маршрут и вместо открытого моря, с видом на скалы («стены»), мы пошли Корнатским каналом, между длинным и высоким островом Корнат справа и тыльной стороной цепочки островов слева. Подробности нам показала организаторша поездки на бывшей у нее детальной карте Корнат. Затем навстречу задул сильный северо-западный ветер, балла на 2, еще без барашков на волнах. Пришлось одевать ветровки. Многие просто ушли с верхней открытой (под тентом) палубы на нижнюю.

После долгого пути, когда мы миновали крепость Турета на Корнате, корабль завернул в бухту острова Леврнака.

Там нам сначала устроили обед, не через общую очередь к раздаче, как это обычно бывает, а через официантов. В меню была, как всегда, рыба – скумбрия («скуша») с гарниром из салатной капусты.

После обеда все высадились на остров. И мы с Павликом полезли на ближайшую горку. Оттуда – на близлещащую вершину острова, Вели врх, 117 м. Вид очень красивый; холодный ветер прекратился и можно было после спуска искупаться в соседней бухточке Лоена, дно которой покрыто великолепным белым и мелким песком. Вот только галечный пляжик был без удобств.

На обратном пути были видны выложенные кресты на Корнате в память о погибших пожарных. Корнат закончился, яхта миновала еще остров Катина и повернула в пролив Малая Проверса.

И, оставляя остров Жут справа, а Сит слева, мы по прямому маршруту направились обратно в Муртер.

Из Муртера уехали опять через мост в Тисно.

Потом мы встретились еще раз с организаторшей этой экскурсии в офисе турфирмы «Атлас» в Шибенике.

В общем я остался доволен этой поездкой, особенно восхождением на Леврнаку. Надо сказать, что эта экскурсия планировалась на день раньше, и мы тогда ждали автобуса перед отелем с еще одной русской парой целых полчаса. Не выдержав, они созвонились со своей представительницей. Через некоторое время она сообщила, что, оказывается, из-за погоды экскурсия перенесена на день. Также оказалось, что об этом известно на рецепции, но нас, в отличие от итальянцев и прочих туристов, никто не удосужился предупредить. Вот такой уж сервис.

Плитвицкие озера - Задар

В каждой поездке в Хорватию обязательно предлагается экскурсия на Плитвицкие озера, как бы далеко они не отстояли от места отдыха. Я там был в 2007 году, но в этот раз я тоже поехал за компанию с Леной и Павликом, которые туда отправились в первый раз. К тому же из Шибеника не слишком дальняя дорога (относительно, конечно).

Поездка началась от моста на автостраде через Крку, куда нас подбросили на микровэне.

Затем поехали по автостраде через туннель Свети Рок. Перед туннелем была небольшая остановка с видом на горы Велебита.

За Велебитом начался регион Лика. После скалы Зир повернули направо на местные дороги.

И вот мы в Национальном парке "Плитвицкие озера", забираемся в подошедший автопоезде и едем среди толпы в самый конец маршрута. Вышли на дорожку - и тут тоже толпы туристов. Прежде всего итальянцы. Наша групповодша говорила, что ее предыдущая экскурсия простояла в очереди на экологический катер через озеро Козяк целый час. Поэтому она спланировала маршрут не так, как обычно, а сверху вниз. В итоге мы тоже потратили час, ожидая катер, в толпе итальянцев, но не на полянке с кафетериями и прочими удобствами, а просто медленно продвигаясь на узкой дорожке. А посадка на катер была словно в гражданскую войну. Надо сказать, что контролеры отсчитывали точно по 100 человек и не пропускали лишних.

После верхней части и переброски через Козяк нижняя часть озер, с выглянувшим солнышком, выглядела значительно более привлекательной. Толпы как-то растворились по маршруту. Стаи рыб, большие и маленькие форели, как всегда, глядели на туристов из своих озер, словно ожидая угощений. А в одном месте мы увидели и змею, гревшуюся под солнцем на мелководье.

Наш маршрут закончился подъемом к тоннелю в скале над озером Каледжеровац и панорамой Большого водопада.

К заслугам турагенства «Solen» в этой экскурсии я хотел бы отнести организацию поездки. Нам как-то повезло, что мы не поместились в большой автобус, и всю дорогу проехали в микровэне с водителем от агентства, Тони. Очень приятный товарищ, хорошо знает русский язык. В итоге мы побывали на смотровой площадке у моста через Крку, затем делали остановку перед тоннелем «Свети Рок» с видом на Велебит и Новиградско море.

А на обратной дороге нас на час завезли в Задар, где я сам провел всю группу отдыхающих кратчайшим путем по основным достопримечательностям.

Крка - водопад Рошки слап

В один из дней нашего отдыха в Хорватии Лена с Павликом решили по-настоящему отдохнуть, никуда не ездить и покупаться в море. А я отправился в НП «Крка» на обычном автобусе из Шибеника. Раньше мы все там побывали на водопадах Скрадинского бука, теперь я наметил поездку на катере до Рошкого слапа. До Лозоваца ехать было всего 20 минут. Затем народ покупает билеты в парк и садится на автобусы, доставляющие вниз, к самой реке. Там туристов встречает организатор и на нескольких языках (правда, без русского), объясняет, что Скрадинский бук – налево, а катер на Рошки слап – направо. Поскольку он начал с хорватского языка, евротуристы несколько подзадержались, а я через несколько минут уже купил билет и отправился на стоянку катеров. В этом направлении туристы не ломились, и через некоторое время на Рошки слап отправился небольшой катер, и то не полностью заполненный.

В этом месте река Крка напоминает больше широкое водохранилище, с достаточно крутыми берегами. Дорога занимает по час с четвертью в каждую сторону. По пути была остановка на полчаса в монастыре на острове Висовац. Там провели экскурсию по парку и собору (языки – хорватский и английский).

Дальше река образует узкий каньон с высокими скалами по сторонам. Затем, после некоторого расширения – вид на водопад Рошки слап, в который наш катер и уткнулся для эффекта.

Сам водопад впечатления не производит. Так, водопадик, таких на Плитвицах десятки. Но выше него река Крка течет ручьями по красивому ущелью, куда я и сбегал во время часовой стоянки.

Вот снимки с обратной дороги. И серия завершается видом на Крку с моста в сторону Шибеника.

Книн

Книн – это второй по величине город Шибенско-Книнской жупании, к тому же с большой исторической крепостью на горе в самом центре. Так что нельзя туда было не съездить. Всего час на автобусе из Шибеника. По дороге (через Дрниш - Уздолье) открывается вид на гору Промина.

По приезде в Книн мы очень хотели взять или хотя бы купить карту города. Но в киосках ее не было, а офис туристической «заедницы» оказался закрытым. Причем, так, как будто вышли на минутку, в помещении были видны распахнутые двери, в них какие-то ключи… Побродив по центру и зайдя в православную церковь, мы вновь вернулись к офису – та же картина. До перерыва по расписанию работы было еще достаточно времени. В киоске печати сказали: «У нас карт нету, спросите в турофисе. Она закрылась? Ну, наверное, отошла на маренду…».

Затем постепенно поднялись в крепость. Она впечатляет, и виды с нее тоже. Эта крепость типа укрепленной горы, с небольшими стенками и бастиончиками тут и там. Похоже на крепость Клис возле Сплита. Часть построек приспособлена для музейных экспозиций о «Домовинском рате».

Наверху – очень длинный хорватский флаг, но ветра бывает достаточно, чтобы раздувать его полностью.

На обратном пути снова подошли к туристической «заеднице», и снова она была закрыта «на маренду». Можете «ей» в табель записать на 17 августа прогул.

Обратный рейс был через Оклай - Дрниш, и я снимал самые красивые виды горы Промина через открытую форточку древнего автобуса, списанного где-то в Евросоюзе. Еще до поездки я интересовался этой горой – в интернете есть сайт турфирмы “Prestige Tours” с предложением джип-сафари "Photo safari Promina" по крепостям на реке Чикола и дальнейшей поездкой до вершины Промины (1147 м.). Но как-то в Шибенике мы наткнулись на офис этой фирмы. И насчет джип-сафари они ответили так: «Не возим, уже год как нам запретили въезжать в национальный парк». Да, ясно, что нельзя, но почему бы и не исправить свой сайт?..

Примоштен

В день, с которого у нас перенеслась экскурсия в Корнаты, мы с Павликом решили немедленно уехать куда-нибудь недалеко. На автовокзале сразу попали на сплитский автобус и поехали осматривать Примоштен. Ходили по нему вверх-вниз пока еще было пасмурно, и потом под солнцем. Наверху церковь, вокруг которой элитное кладбище. С горки от церкви видно море. Вокруг Старого города скалистые берега, напротив порта ресторанчики, в одном из них мы заказали кубок с мороженым.

После перерыва на кофе вдруг появилось солнце, и мы снова побежали на горку. К тому же в церкви закончилась служба, так что можно было спокойно зайти и сфотографировать интерьер.

Пляж Примоштена с южной стороны от Старого города, а зона спорта и отдыха – на полуострове с северной стороны. Там Павлик нашел и эмблемы местного отделения хайдуковской торсиды.

А дальше следуют несколько снимков с дороги в Шибеник, сделанных в разное время:

Трогир

Еще в 2008 году мы все вместе посещали Трогир по дороге в Крку. Тогда были в соборе и на колокольне, но не добрались до крепости Камерленго.

В 2010 году мы решились на маршрут Трогир – Сплит вместе за один день. Вообще-то через Трогир мы уже проезжали, потому что из аэропорта на нашем автобусе туда, на остров Чиово, отвозили пару туристов.

А во время нашего персонального выезда мы достаточно основательно прогулялись по Старому городу. Но, когда подошли к крепости, увидели, что она закрыта для подготовки к концерту. Не повезло, в общем.

Еще несколько снимков с обратной дороги на гору Козяк:

А на этих кадрах мы едем мимо Трогира в сторону аэропорта Сплит-Каштела. Опять заезжаем на Чиово, чтобы забрать туристов.

И вдруг в день отлета нам повезло – самолет в Питер задержался на 3 часа, и знакомый Тони отвез нас на это время из аэропорта в Трогир. Вот тогда удалось напоследок пофотографироваться на стенах крепости.

Сплит

В Сплит мы тоже ездили в 2008 году. Тогда в один день мы побывали на Риве и в дворце Диоклетиана, в парке и на Народной площади, затем на руинах Салоны и в крепости Клис. На этот раз, приехав из Трогира, мы решили подняться на гору Марьян. Но сначало еще нужно было добраться до Марьяна, как раз через исторический центр:

Уже на подьеме в гору устроили перекус в кафе «Видилица», с видом на море и город.

Парк на горе, среди сосен, с небольшим количеством народа, с питьевыми фонтанчиками, создан как раз для отдыха. На верхнюю точку горы ведет прямая лестница с 314 ступеньками (это значение напоминает число «пи»).

На обратном пути мы свернули налево к стадиону «Полюд». В этот день «Хайдук» играл отборочный матч Лиги Европы, что, в общем-то, и сбило все планы. Снявшись на фоне стадиона, мы хотели отправиться дальше, но в заказе такси ответили, что все машины заняты из-за матча. Одна из местных жительниц показала автобусную остановку, чтобы уехать до рынка, и мы простояли там целый час. Причем стояли не одни, с той же самой дамой и другими местными. Наконец-то они предложили добраться пешком до следующей остановки, где был еще один автобусный маршрут. Быстрым ходом, а потом бегом, поскольку я увидел автобус, выходящий из тоннеля под Марьяном. В общем, спасибо за помощь, приехали. К тому же и подъехали к вокзалу на другом автобусе по тем же билетам – есть такая возможность в Сплите, как нам тоже любезно подсказали местные.

Итак, футбольный матч на Полюде и оставшиеся сплитские достопримечательности (типа Морского музея) мне придется отложить до следующей жизни. А на эту жизнь отдыха в Северной Далмации уже достаточно.