Путешествия А.В.К.

 Хорватия-2009
 Задар

  © Клюшник А.В.


С О Д Е Р Ж А Н И Е:
• "Борик" • Задар • Стариград - Пакленица • Паг • Нин • Остров Углян • Биоград - остров Пашман • Корнаты • Телашчица • Шибеник


 

 "Борик"

 

В 2009 года я собрался путешествовать по Северной Далмации, и в качестве базы для отдыха и поездок выбрал Задар. Поехал в Хорватию один - из-за кризиса, а также из-за времени отпуска, в июле, в самую жаркую пору. Как раз в это время мой сын отправился на 3 недели в детский лагерь на Финском заливе.

Отель "Донат" в Задаре привлек невысокой ценой номера категории single - 63000 руб. на 12 дней all inclusive, включая перелет из Санкт-Петербурга. Это не очень превышало стоимость 1 места в двухместном номере. Турфирма не указала особенности такого предложения. Если бы я знал заранее, что номер (2249) окажется в корпусе "Донат-2" с видом на внутренний двор и крышу ресторана, что там не будет холодильника, балкона и жалюзи перед окном, что в последние 3 ночи ресторан начнет включать ревущую как на аэродроме вытяжку, то подумал бы о более дорогом размещении либо вообще о каком-нибудь другом месте. Короче, никому больше не советую попадать в "Донат": номер испортил все впечатление, несмотря на приличную еду и ненавязчивое обслуживание. Менять же его не было времени, поскольку каждый день с утра уезжал на очередную экскурсию или автобусную поездку.

Вообще Задар не курортный город, все его бухты забиты причалами для паромов, катеров, яхт и просто лодок, а прогулочная набережная только в южной части старого центра. На западной оконечности, в районе мыса Пунтамика, есть пляжи, а также туристский комплекс "Борик", в котором и находится отель "Донат". В центр надо добираться 10 минут на автобусе № 5, который ходит по расписанию примерно раз в 20 минут (в воскресенье в 2 раза реже). Стоимость проезда - 8 кун, но лучше покупать в газетных киосках билеты на 2 поездки по 13 кун.

У моря в "Борике" - сосновая роща, где, под стрекот сверчков, и загорают отдыхающие, на платных лежаках или на своих подстилках, преимущественно в тени деревьев из-за невыносимого пекла на солнце. Возле берега бетонная дорожка с одной раздевалкой и парой бесплатных душевых, потом 3 метра галечного пляжа. В море - сначала 5 метров с галькой и валунами, которые лучше проходить в купальных тапках, затем пологое песчаное дно. Обычно вода очень чистая, но во время шторма появляется взвесь из песка и каких-то ошметков водорослей. И еще: пляж ориентирован на северо-запад, что, как и на набережной самого Задара, дает возможность наблюдать красивые закаты.

Контингент на пляже и в ресторане самый разнообразный, преобладают местные (хорваты), много также словенцев, немцев и венгров, а вот русских почти нет. Вокруг бегает множество детей.

И еще. Мне конечно, повезло с временем для поездки. Все 12 дней жарило солнце, от 30 до 35 градусов. Лишь пару раз в Пакленице и в Паге на небо что-то набежало и растворилось. И в Задаре в последний вечер появилась облачность. Никаких дождей не было и в помине. Но я все это выдерживал, главное - иметь панаму, темные очки, крем от загара. И пару бутылок с минералкой в рюкзаке.

 

 Задар

 

Центр Задара находится на плоском полуострове, между Задарским каналом с островом Углян на горизонте и бухтой Язине. Я ездил туда на автобусе, с остановкой у пешеходного моста через бухту. Автобус идет еще дальше, до автобусного вокзала, откуда я несколько раз совершал поездки по окрестностям.

Поскольку снимки Задара собраны с разных дней путешествия, они здесь сгруппированы в несколько условных маршрутов. Сначала - виды с материковой, новой части Задара на бухту, мост и стены Старого города:

Теперь маршрут от вокзала в Старый город через венецианские ворота. За ними направо - площадь Пять колодцев с Капетановой башней, на которую можно было подняться.

Рядом с Пятью колодцами находится площадь Петра Зоранича, вся раскопанная археологами. У ее края - одинокая колонна римской эпохи. А с другой стороны садик королевы Елены Мадиевки внутри бывшего бастиона. В центре садика высокий насыпной холм, но деревья вокруг выросли еще выше, так что никакой панорамы не проглядывалось.

Еше одни раскопки были чуть дальше, за Университетом (с большим зданием часовни). Это фундамент церкви XI века. Затем начинается набережная с парком, с которой вечером можно любоваться закатами.

В центре Старого города большая поляна с остатками римского форума, бенедиктинским монастырем и древней ротондой церкви Св. Доната, превращенной в концертный зал. Рядом с ней возвышается колокольня Кафедрального собора.

Одна колонна форума сохранилась, поскольку в средние века использовалась в качестве позорного столба. Тут же и сербская православная церковь.

Дальше я обычно направлялся по набережной к Морскому органу. Но по дороге можно завернуть и в францисканский монастырь (Св. Фране), доступный для туристов.

И вот на набережной Морской орган, где волны прибоя издают какие-то потусторонние звуки. А чуть дальше - инсталляция "Привет солнцу" в виде большого светомузыкального круга. Вечером толпы народа смотрят с этого места сначала закат солнца, а затем световое представление.

Сразу за инсталляцией начинается территория пассажирского порта, откуда уходят паромы на острова. Обратный маршрут в подборке снимков - через площадь Три колодца, затем параллельно северо-восточной стене мимо здания Большого Арсенала, церкви Св. Кршевана и до церквушки, превращенной в Галерею керамики. По пути попадались лестницы для подъема на стену, оттуда я снимал, в частности, вид на городской рынок.

Со стены также хорошо видна бухта и пешеходный мост через нее. Вечером перила моста эффектно светятся.

От площади Три колодца начинается также центральная улица Широкая (бывшая Калеларга), большая часть которой была восстановленная после войны в модернистском стиле.

Главная достопримечательность на ней Кафедральный собор Св. Стошии - большая и красивая базилика с колоннами, как будто взятыми из античных храмов, и с деревянной крышей. Бдительный охранник не позволил там ничего фотографировать. Но съемками я занялся на колокольне собора, это самая высокая смотровая площадка города.

По Широкой улице выходим к Народной площади. По вечерам она всегда заполнена народом. На ней башня Городской стражи с музеем, Ложа и Городская ратуша.

И еще один условный маршрут. От моста через ворота в стене к Музею античного стекла в бывшем дворце Космаченди, затем к церкви Св. Шиме и к монастырю Св. Миховила.

Еще несколько снимков Задара, сделанных с борта кораблей во время экскурсий или поездок:

 

 Стариград - Пакленица

 

Собственно, в Задар я поехал, чтобы можно было попасть в Национальный парк "Пакленица". Из Задара туда надо добираться 45 минут на риекском автобусе до Стариграда. Еще издали по дороге из автобуса становится видна длинная цепь гор Велебита.

Конечно, альпинисты и скалолазы выбрали бы апартаменты в Стариграде, откуда всего 3 километра до входа в национальный парк. В Пакленице я прошел стандартный маршрут по Большому каньону и последующей поляне до маленького ресторанчика. Этот маршрут можно разделить на 3 части. Сначала идет асфальтированная дорога от входа до бункера. В районе бункера самая узкая часть ущелья, с отвесными стенами, где тренируется много скалолазов. Сам бункер (построен для Тито в 1949 году) перестраивался в выставочный центр; в то время там были входы с работающим магазинчиком и санузлом.

От бункера начинается подъем выше в ущелье по дороге, вымощенной большими камнями, там почти не было солнца и все хорошо продувалось. Есть на подъеме и источник воды.

Я, в соответствии с желанием и купленной картой, хотел также залезть наверх, к пещере Манита Печ. Но не выдержал крутого подъема и вернулся: слишком жарким (на солнце) и непродуваемым оказался склон этой горы.

После короткого отдыха пошел дальше по заросшей деревьями долине с небольшим уклоном вверх.

Появилась речка, затем еще один источник "питкой воды", и, наконец, ресторанчик, в котором можно было взять колбаски на хлебе и пиво или колу, причем вместо вилок нужно было использовать пару зубочисток.

Обратно я шел вниз уже в спокойном темпе. И выбрался на красивую полянку с видом на скалу Анича Кук.

Дальше был спуск по ущелью мимо бункера и выход в Стариград.

Обратно в Стариград прибежал к 5-часовому автобусу из Риеки. И ждал его еще полчаса. Причина - загруженность трафиком Адриатического шоссе под Велебитом.

 

 Паг

 

Об острове Паг обычно говорится в связи с местным овечим сыром ("пашким" по-хорватски). Но этот сыр можно купить в любом Конзуме по 190 кун (~ 1200 руб.) за кг, пожалуйста, пробуйте. А остров нужно и посмотреть, он кажется покрытым сплошными каменными полями, разделенными каменными же заборами.

Город Паг находится в бухте, окруженной каменными хребтами, дорога до него из Задара идет через мост, она занимает 1 час на автобусе. Старый город в Паге - шестиугольной формы, с одной главной продольной улицей и множеством мелко нарезанных поперечных. В центре на площади церковь Св. Марии и княжеский дворец.

Напротив Старого города, через мост (еще не до конца реставрированный), стоят здания бывших соляных складов. Затем - городской пляж.

Обратно мне также пришлось лишние полчаса дожидаться единственного дневного автобуса, приползшего из Риеки.

 

 Нин

 

Это маленький, но древний и исторический городок, в 30 минутах езды автобусом от Задара. Расположен на острове рядом с полями для выпаривания соли. Вдали видна длинная цепь гор хребта Велебита. В Нине есть и древняя крестовокупольная церквушка IX в. (почти как в Пскове) и даже остатки фундамента античного храма. Приятно было посмотреть.

 

 Остров Углян

 

Если с набережной Задара смотреть на юг, то весь горизонт закрывает остров Углян с небольшими горками на нем. Левее этот остров незаметно переходит в такой же длинный остров Пашман. На Углян, в город Преко, ходит большой (трехпалубный) и комфортабельный паром "Юрай Далматинац", рейс занимает всего 25 минут.

Напротив Преко есть маленький островок с церковью, в этом месте самый красивый пляж с самой прозрачной водой бирюзового цвета.

Ну а я купанием завершил поездку на Углян, а перед этим выбрался на руины крепости Св. Миховила на ближайшей горе, вызвав такси по телефону, предоставленному в местном туристском информационном бюро. Оттуда были видны панорамы через Задарский канал - на Задар, через Средний канал - на противоположные острова Иж и Дуги Оток и, вдали, на остров Корнат.

В еще один городок на Угляне - Куклицу - мы зашли во время экскурсии в Телашчицу, на обратном пути в Задар.

 

 Биоград - остров Пашман

 

Курортный городок Биоград (или, более точно, Биоград-на-море), в 30 минутах езды от Задара, имеет небольшую историческую часть, ухоженный парк с отелями, набережную и водный стадион.

Паромы в Ткон на остров Пашман идут от пристани рядом с центром Биограда. Солидный двухпалубный паром должен был отправиться через час. Но я удивился, что длинная очередь машин уже тронулась и пассажиры побежали на какое-то корыто, стоящее рядом. "Да, идите на него", - объяснили мне в кассе, - "это внеочередной". Так я и отправился в Ткон, стоя рядом с машинами (что заняло всего-то 20 минут).

В Тконе я нашел одну церковь в центре и еще церковь (закрытую) рядом на небольшой горе. На ступеньках у вершины этой горы я сел перекусить, отослать на сайт последние фотки, просто осмотреться. Вдали, на другой горе, был виден бенедиктинский монастырь. Но далеко это, и, как мне объяснили в турбюро, он для туристов открыт только вечером, с 16 до 18. Поэтому вернулся вниз и стал дожидаться обратного парома в ближайшем кафе.

На обратном пути из Биограда заехал сфотографировать Вранское озеро в районе Пакоштане. Но вот не смог подойти близко - берега озера заболочены и заросли тростником. Вместо этого показываю снимок озера из самолета, оно отличается своим зеленым цветом от моря.

 

 Корнаты

 

Свою первую морскую экскурсию я приобрел через турфирму из комплекса "Борик". Это был маршрут в национальный парк "Корнаты" на большом двухпалубном корабле с толпой туристов. Вообще-то дорога до корнатских островов из Задара на таком корабле заняла 2 часа. Сначала, миновав Задар, мы потратили один час по Задарскому каналу а затем по бухте Ждрелашчица, чтобы добраться к проливу под мостом между островами Пашман и Углян.

Затем еще час до острова Корнат, это уже Средний канал. Сзади остается остров Пашман, справа минуем остров Лавдара, впереди остров Катина, который, как пробка, закрывает промежуток между островами Дуги Оток и Корнат. Два пролива есть по обе стороны Катины - Большая и Малая Проверса. Мы направились в извилистую и мелкую Большую Проверсу, между Корнатом и Катиной.

Там я даже увидел указатель: направо - Телашчица, налево - Корнаты. Мы повернули налево и пошли между островами Корнат и Шило.

Потом я рассматривал карты, и понял, что капитан затем срезал крюк, и не повел катер до крепости Турета на Корнате и вокруг острова Леврнака. Вместо этого сразу же направился в открытое море и назад мимо скал на островах Большой и Малый Обручан. Но скалы выглядели очень привлекательно, особенно Малый Обручан.

Затем мы обогнули остров с маяком (Большая Сестрица) и повернули на выход. Теперь идем западным проливом Малая Проверса, узким, но более глубоким. Когда-то, в римские времена, здесь был перешеек и вилла. Но, поскольку острова в Адриатике постепенно опускаются в море, возник пролив, который в XX веке углубили до 4-х метров. Ну а от виллы, естественно, теперь остались только руины.

Слева оконечность длинного острова Дуги Оток с Парком природы Телашчица. А впереди, совсем недалеко, остров Лавдара.

Вот Лавдара - это место для робинзонов. Больше катеров и яхт поблизости не оказалось. На острове каменистый пляж с видом на Лавдарский канал и Дуги Оток, далее 30 маслиновых деревьев, под которыми в тени пытались спрятаться 300 экскурсантов с нашего корабля. Среди них было много немцев с детьми (даже с целыми детскими садами, из-за которых ничего не было слышно из трансляции на корабле). На острове только одна тропинка через бугор на другой берег, ступить куда-нибудь в сторону было невозможно из-за торчащих повсюду острых скалистых выступов с какими-то дырками, между которыми росли колючие травы. И все это под палящим солнцем. Ну, через 2 часа вернулись на корабль для обеда и ели традиционную скушу (скумбрию) со смесью картошки и блитвы (типа листьев салата, но похожего на водоросли), запивая это сухим столовым вином. Рыба была бы ничего, если б ее можно было залить лимонным соком. Но лимоны не предусматривались...

После обеда снова 2 часа дороги через Средний канал к островам Углян и Пашман, через пролив под мостом между ними и бухту Ждрелашчица, и далее по Задарскому каналу мимо Задара к причалу в туркомплексе.

 

 Телашчица

 

Предыдущей морской экскурсией я остался не очень доволен и взял еще одну, на набережной Задара от другой фирмы, теперь уже в природный парк "Телашчица", с отправлением на яхте "Barba Ive" от причала на пляже "Ускок" недалеко от "Борика".

Начало маршрута до острова Катина отличалось только тем, что яхта заходила за туристами еще и в Куклицу на Угляне. А так - тот же путь, сначала час до моста между Пашманом и Угляном:

Затем еще час к острову Катина. Но далее прошли пролив Малая Проверса и, оставив справа залив Телашчица и южную оконечность острова Дуги Оток, вышли в открытое Адриатическое море.

И после этого яхта идет мимо скал ("стен") острова Дуги Оток. Это самая впечатляющая часть маршрута.

Затем мы вернулись в залив Телашчица. По пути к причалу на яхте был организован обед.

И вот высадка на Дуги Оток, в природный парк "Телашчица". Организованные группы туристов выдвигаются к озеру Мир.

Это озеро соленое, в него через трещины в скальных грунтах просачивается морская вода. Народ массово купается, хотя на берегах сплошные камни и никаких удобств. И еще бродят ишаки, ожидающие подкормок от туристов.

После озера желающие возвращаются назад и, мимо причала, выходят к обзорным площадкам на стенах. Оттуда и я фотографировал виды скальных обрывов острова.

Дальше следуют снимки обратного пути на яхте из залива Телашчица через Малую Проверсу и мимо острова Лавдара, куда я уже высаживался. Остальной путь совпадает с предыдущей экскурсией на Корнаты, за исключением захода в Куклицу на Угляне.

 

 Шибеник

 

Шибеник значительно живописнее Задара. Ехать до него полтора часа. В Задарских турфирмах можно найти экскурсию Крка-Шибеник (а также Плитвицкие озера, и это все, остальное - на катерах и яхтах в Корнаты и Телашчицу). Но на водопадах Крка, точнее, на Скрадинском Буке, я был, а одного часа для города посчитал маловато. Поэтому отправился туда рейсовым автобусом.

Всего в Шибенике я провел чуть более 4-х часов. Прежде всего от автовокзала отправился к Кафедральному собору.

От собора по набережной - к двойной городской стене. Затем наверх, в Старый город к монастырю Св. Ловре.

Рядом с монастырем находится крепость Св. Миховила. Сохранились три высокие стены с площадками для туристов, оттуда открывается великолепная панорама центра города, устья реки Крка с каналом Св. Анте, а также вид на еще одну крепость в отдалении, на более высокой горе, Св. Ивана.

Разумеется, после первой крепости я отправился на вторую. Пришлось штурмовать горку напрямик по склону, среди сосен и зарослей кактусов. Это потом пришла мысль, что наверх лучше забираться на такси, по возможности.

После крепости Св. Ивана - почти бегом вниз, в центр, к театру мимо нескольких старых церквей, затем к вокзалу на автобус. Для однодневного выезда этого маршрута мне вполне хватило.


В заключение - о Tele2, который первым в Петербурге предоставил в 2009 году мобильный интернет по 1 рублю за мегабайт (при абонентской плате всего 1 рубль в день). А в Хорватии была цена мегабайта - 1 куна, т.е. примерно 6 руб.. Поэтому интенсивно общался с семьей через GPRS, и кучу фоток посылал в тот же день.


Клюшник А.В.
Санкт-Петербург - 07.06.2020