Путешествия А.В.К.

Макарска

© Клюшник А.В.

С О Д Е Р Ж А Н И Е:
• Макарска • Биоково • Башка Вода • Омиш - Цетина • Сплит - Солин - Клис • Трогир - Скрадин - Крка (Скрадинский Бук) • Хвар • Елса - Бол • Корчула

В 2008 году я, наконец-то, смог выбраться в Макарску вместе с семьей. По сравнению с 2007 годом путевки стали короче - 11 дней вместо 15. Цены, однако, выросли процентов на 30. С учетом дорогих экскурсий на месте про общую стоимость поездки на троих лучше было вообще не упоминать. Хорошо хоть на ребенка зачастую делали скидки, несмотря на то, что 12 лет ему уже исполнилось.

Макарска

По-моему, Макарска - самый красивый курорт на Адриатическом побережье. Сразу за ним возвышаются скалы горы Биоково, высотой до 1400 м.

От центра города в море выступает скалистый полуостров Св. Петра с парком, а за ним - бухта с видом на центр города, порт и набережную.

А здесь снимки с набережной от полуострова Св. Петра до центральной площади с Кафедральным собором Св. Марка.

Набережная продолжается и дальше до парка Осеява, куда мы почему-то не удосужились сходить. Вместо этого повернули к францисканскому монастырю, а потом возвращались по исторической центральной улице Калеларга.

Отель "Далмация" оказалася вполне приличным по условиям проживания, разве что мебель в номере была громоздковата. Из нашей лоджии были видны горы и море, с вечерними закатами над островом Брач. Питание - полупансион, шведский стол с огромным разнообразием блюд отличного качества. Были 4 варианта основных блюд вечером, 2 вида супов, множество гарниров, салатов, закусок. А также творог (утром), фрукты, пирожные (вечером). Вот только все напитки вечером за плату, как и повсюду в Хорватии. То есть чай - 12 кун, пиво 16.

Наша поездка совпала с чемпионатом Европы по футболу, который мы смотрели по 2-му каналу Хорватского ТВ (русских каналов в отеле не было). Можно отметить большой патриотизм хорватов: повсюду продавались клетчатые футболки и шапки, в дни матчей в эту форму одевались доже официантки ресторанов. После выигрыша 2-го матча в группе администрация ресторана встречала туристов бокалами вина и крепких коктейлей.

У нас был самый первый заезд в Макарску из СПб - с 8 по 18 июня. Оказалось, что это слишком рано для пляжного отдыха. Было 20-23 градуса, солнце перемежалось с облаками и даже с дождями. Но вода в море была уже достаточно теплой (порядка 22 градусов) и очень чистой и прозрачной. Такую воду любят морские ежи, и, чтобы не нарваться на их иглы, мы, как и большинство туристов, купили пляжные тапки на липучках (40-50 кун). Пляжи в Макарской из крупной гальки, над пляжами большие сосны, склонившиеся к морю. Лежаки 20 кун на день. Но основное время мы все же тратили на поездки и экскурсии.

Биоково

Горный массив Биоково имеет максимальную высоту на вершине Св. Юре 1762 м, с видом на Боснию. Над Макарской самый высокий пик - Вошац, 1422 м. Продаются карты с указанием всех пешеходных троп. Мы, однако, поехали наверх на такси, за 500 кун.

Наверху, по сравнению с Ай-Петри, природа более дикая, много скальных выступов и больших ям (с огородиками на их дне). Мы приехали к телевышке на Св. Юре, откуда трудно было что-то увидеть - Босния была в облачной мгле, а море закрыто массивом плоскогорья.

Теперь переезжаем назад в сторону Вошаца.

До подножья Вошаца (это перевал Штрбина) от шоссе нужно было еще добираться полчаса по пешеходной тропе. Зато там появился вид вниз на освещенную солнцем Макарску.

Еще один переезд по шоссе на Биоково:

И вот мы на другой смотровой площадке под перевалом Стаза, с видом от Подгоры до Макарской.

Башка Вода

В Башку Воду мы отправились пешком по прогулочной дорожке прямо от нашего отеля в Макарской. С дорожки были видны галечные пляжи внизу, местами выступающие в море в виде остроконечных мысов. Первый отрезок пути проходил до скалы недалеко от Крвавицы.

В самой Крвавице увидели сначала заброшенный санаторий, затем пляж с видом на массив Биоково. Еще один похожий вид на Биоково открылся чуть дальше в Промайне, сразу за церковью.

Идем дальше по краю большой поляны, называемой Башко Поле.

Сама Башка Вода показалась очень тихим городком, откуда трудно было выбраться, так как автобусы ходили по верхнему шоссе, до которого еще нужно было долго подниматься в гору. Пришлось возвращаться на такси (110 кун).

Омиш - Цетина

Омиш находится в устье реки Цетина. Он сразу запоминается, даже когда едешь через него в Сплит, так как здесь самый крутые и самые красивые скалы подходят вплотную к дороге.

Мы поехали в Омиш на автобусе из Макарской. Билет стоил 33 куны (но обратно на проходящем автобусе поездка обошлась в 27 кун). В тот день погода выдалась пасмурной, поэтому здесь я привожу снимки с дороги из других поездок. Трасса местами идет по середине горного склона, и не видно берега, по которому мы ходили до Башки Воды. Внизу - скала возле Крвавицы, вид на Проманью, пляж в Башке Воде, горы над бухтой Вруя, дорога над пляжами Локва и Мала Лука.

И вот мы приехали в Омиш и вышли в Старый город, к церкви Св. Миховила.

Оттуда мы полезли наверх, сначала на бастион под башней, а потом еще выше, на саму башню Мирабелла (или Пеовица), где фотографировались на фоне скал над Омишем и входа в ущелье Цетины.

Следующие кадры я сделал уже со спуска от башни в город:

В каньон реки Цетины туристов возят от набережной Омиша, в моторных лодках на 10-15 человек, по 80 кун с каждого. И мы тоже приняли участие в такой экскурсии. Сразу же от причала лодка вошла в каньон между скалами горных массивов Мосор (слева) и Биоково. Справа на скале остается башня Мирабелла, затем появляется башня еще одного форта, более современного. Слева же видна длинная стена горы Билошево.

Моторные лодки с туристами повсюду. Подходим к изгибу каньона недалеко от горы Висечки Кук, там получились своеобразные скальные ворота по берегам Цетины.

Следующий участок пути проходит между горами Штрбина и Висучград.

Конечная точка - старые Радмановы мельницы, сейчас в них размещается ресторан. В этом месте также кончается маршрут рафтинга с участка Цетины выше по течению.

Через 1 час отправились в обратную дорогу. В общем, нам немного не повезло с погодой, но все равно по Цетине нужно было прокатиться.

Вот еще несколько кадров из центра Омиша. Старая часть города состоит, по сути, из одной главной улицы, собора, церкви и множества домиков с маленькими переулочками между ними. В одном из ресторанов я дегустировал "шкампи на жару", с трудом разламывая панцири этих гигантских креветок. По окончании трапезы оказалась предусмотрена миска для мытья рук.

В заключение здесь еще один снимок каньона реки Цетина, с автострады выше по течению, но ближе к Биокову. Затем вид массива Биоково с северо-запада, тоже с автострады, спуск в районе Горна Брела - Дубцы (над бухтой Вруя) на прибрежное Адриатическое шоссе, дорога в сторону Макарской, вид на церковь в Промайне.

Сплит - Солин - Клис

В Сплит мы тоже выбрались самостоятельно. Билет на автобус стоил 45 кун, ехать примерно 1 час.

Приехали - светит солнце, сильнейший ветер с моря. Сразу же отправились во дворец Диоклетиана.

Колокольня рядом с собором была открыта для посещения. Оттуда я снимал панорамы во все стороны.

Спустившись вниз, мы продолжили знакомиться с древней и более поздней застройкой Дворца Диоклетиана, начав с Перистиля и Вестибюля, были у всех трех ворот, закончив выходом через северные ворота.

За северными воротами стоит огромная статуя-памятник Григорию Нинскому. Тут же колокольня монастыря, которого уже нет, угловая башня Диоклетианового дворца. Мы же переходим на Народную площадь, затем на Фруктовую площади и на Набережную (Риву).

Таки образом, практически обошли весь Дворец Диоклетиана. Но тут я рассмотрел карту и увидел, что мы, оказывается, не увидели Храм Юпитера. Пришлось вернуться во дворец и найти этот храм.

Закончили посещение Сплита прогулкой к площади Республики и Национальному театру.

Руины античной Салоны в Солине, куда мы выбрались из Сплита на городском автобусе, мы искали довольно долго. В результате прошли через все городище с остатками стен, храмов, ворот, и только в конце дороги добрались до остатков амфитеатра. В общем, прикоснулись к истории Древнего Рима.

Когда едешь через Сплит, вдали между горными хребтами видна скала с крепостью. Это бывшая турецкая крепость Клис. Туда мы поехали из Солина, вызвав такси по мобильнику. При этом мне пришлось сбегать за помощью к охранникам ближайшей нефтебазы, чтобы те могли сообщить диспетчеру наш адрес местоположения. Через 10 минут пришла машина, и за 120 кун (по счетчику) мы добрались в крепость, а после ее осмотра и обратно в Сплит (за 170). Сама крепость построена на скальном выступе с очень крутыми боковыми склонами. Там есть мемориальная доска в память о взятии крепости штурмом отрядами хорватов и ускоков в 1596 году. Отличные виды на Сплит, море и окружающие горы.

Еще снимки - вид на гору Марьян от автовокзала и два кадра с обратной дороги из Сплита в Макарску.

Трогир - Скрадин - Крка (Скрадинский Бук)

Принимавшая нас фирма "Солен" организовала экскурсию на водопады Крка, с посещением по пути Трогира. Нужно отметить, что возле Трогира находится аэропорт Сплит - Каштела, в который мы прилетели в том году и в 2010-м (а я еще и в 2009-м).

Итак, на экскурсию набралась небольшая русская группа как раз на микроавтобус. В Трогире запомнились большой кафедральный собор и его колокольня, все остальное мы пробежали в большой спешке.

Выехали из Трогира в сторону Шибеника, объехали его с восточной стороны и направились в Национальный парк Крка.

Приехали в город Скрадин. Оттуда до водопадов Скрадинский Бук туристов возят катерами.

Наша группа дождалась своей очереди для отправки на катере. И вот катер идет вверх по спокойной воде реки Крка. В конце маршрута, по мере приближения к конечной пристани, открывается вид на водопады.

Национальный парк на реке Крка включает в себя несколько водопадов и озер, а также большой открытый ресторан. Главный водопад (Скрадинский Бук) не очень высокий, но достаточно широкий и шумный.

Под конец наша экскурсоводша провела нас к автобусу дорожками правого берега, через лес с бурными потоками, почти как на Плитвицких озерах. Мы еще зашли на местную мини-ГЭС и в небольшой этнографический музей.

Автобус от водопада выбрался по серпантину наверх, откуда открылся вид долины притока Крки реки Чикола, а затем и на Висовачко озеро на реке Крка.

Хвар

У причала на набережной Макарской находится офис турфирмы "Atlas". Там мы купили поездку на "Ракете" в город Хвар (по 500 кун). Очень хорошо организованная экскурсия, вот только русских туристов не оказалось, и мы примкнули к англоязычной группе.

Итак, утром к причалу в Макарской подошла "Ракета", и мы помчались по Хварскому каналу мимо южного берега острова Брач. Там даже можно было заметить знаменитый мыс Златни Рат, но с трудом, потому что было пасмурно и мы шли не очень близко к нему. Но остров Хвар поначалу и совсем не был виден, позже появился его северный полуостров со Стариградским полем, обогнув который, "Ракета" подошла к причалу недалеко от Старого Града.

К причалу были поданы автобусы, которые по достаточно длинной дороге, с туннелем, привезли всех к центру города Хвар.

Город Хвар был весь мокрый после дождя. Экскурсию начали с посещения собора Св. Степана, одноименной площади и гавани Мандрач (это исторический Малый порт).

Экскурсия включала посещение собора с музеем и францисканского монастыря.

Затем нас узкой улочкой (отмеченной стациями "Крестового пути") ведут к францисканскому монастырю.

И тут экскурсия закончилась. У нас осталось еще 5 часов свободного времени. Но Хваре еще много достопримечательностей. Однако сначала мы возвратились на площадь и заказали в открытом кафе большие кубки с мороженым.

Вернулись к центру по набережной (Риве), затем пошли наверх, на крепость Фортица (ее еще называют Шпаньола). Оттуда - великолепные панорамы на город, порт, Паклинские острова. С другой стороны, на вершине горы (228 м), видна еще одна крепость, Наполеон, с обсерваторией внутри. Все это блестит на выглянувшем солнце, оправдывая слоган острова "Солнечный Хвар".

После 1 часа, проведенного на крепости, мы спустились в центр, и отдохнули на скамеечке с видом на венецианский Арсенал. Затем прогулялись по набережной на западной стороне гавани, вышли к руинам церкви Св. Марко.

Еще одна вылазка на горку - уже на восточной стороне к городскому кладбищу.

Теперь просто убиваем оставшиеся 2 часа в центре, медленно продвигаясь к восточным воротам, куда должны были подъехать автобусы.

На солнце дорога к причалу выглядела значительно эффектнее, чем во время утреннего заезда. Можно было заметить и плантации лаванды сиренево-голубого цвета.

И вот мы помчались на "Ракете" обратно мимо острова Брач, с видом на город Бол и на Видову гору над ним.

Елса - Бол

Прямо на набережной Макарской мы заранее купили билеты на морскую прогулку на острова Хвар и Брач, с рыбным обедом (всего по 200 кун). Была обещана скумбрия, но желающие могли заказать и курицу. В назначенный день прогноз был безрадостным, но подойдя к кораблю (типа большой моторной яхты), мы увидели толпы туристов на верхней палубе. Пришлось устроиться внизу. В результате мы только выиграли, потому что сразу же после отплытия на тех, кто был сверху, обрушились и дождь и ветер. Команда корабля дружно предлагала продрогшим туристам согреваться самодельной ракией.

Яхта сначала зашла неподалеку в Тучепи, за еще одной партией туристов. И затем направилась мимо Брача к Елсе, находящейся примерно на середине северного берега острова Хвар.

Через 2 часа подошли к Елсе. Я отважился вылезти и что-то сфотографировать из-под зонтика, несмотря на грозу и сильный ливень.

Дорога от Елсы к острову Брач была веселее, поскольку начался обед с раздачей рыбы и бутылок домашнего сухого вина. На Браче мы причалили в городе Бол и немного прогулялись там под дождиком, который только собирался заканчиваться. Мыс Златни Рат там слишком далеко для пешего перехода, поэтому мы прогулялись в другую сторону, к Доминиканскому монастырю.

После отправления из Бола капитан сначала провел свою яхту мимо мыса Златни Рат, а затем развернулся на обратный курс, на Тучепи - Макарску.

И, ноконец, снова появились виды материка - сначала Тучепи, а потом и Макарска, с грядой массива Биоково на заднем плане и скалами парка Осеява на переднем.

Нам еще предлагали съездить на экскурсию на Брач от фирмы "Солен", на микроавтобусе и пароме, с заездом на Видову гору. К сожалению, в последний момент все сорвалось. Из-за утреннего дождя другие туристы отказались, и нам позвонили об отмене экскурсии.

Корчула

Еще одну экскурсию я взял в "Atlas'е", по маршруту Корчула - Млет, на "Ракете", по 650 кун. В этот день дул сильный ветер, и нас здорово подкидывало на волнах, пока "Ракета" шла на полной скорости, сделав 2 зигзага по пути на Корчулу. Сначала мы резко обогнули справа восточный конец острова Брач, а затем слева - западную оконечность полуострова Пелешац. Ну а справа оказались горы острова Корчула, но мы прошли дальше по Корчуланскому каналу до выступающего в него низкого полуострова, на котором находится Старый город, окруженный венецианскими укреплениями.

Было предусмотрено всего 1 час на экскурсию и 1 час свободного времени.

В городе две смотровые площадки: на башне Дома Марко Поло и с башни Южных ворот (Большой Ревелин).

В назначенное время отплыли на Млет и, вроде бы, разогнались. Вдруг "Ракета" сбросила скорость, опустилась на морские волны и стала поворачивать назад. Оказалось, капитан решил отменить поездку на Млет из-за шторма.

Пришлось еще 4 часа бродить по Корчуле. Но при этом мы выбрались на горку, к башне Фортица, с видами сверху на город и на окружающие островки. После возвращения в Макарску мы зашли в офис, где нам без каких-либо проблем вернули разницу стоимости (150 кун).