Хельсинки - 2000
В
2000 году я выбрался в путешествие не слишком далеко от Санкт-Петербурга.
До Хельсинки всего 6 часов на автобусе. Правда, надо добавить еще 2 часа
на границу, включая час на стояние автобуса в очереди к финской таможне.
Сами таможни проходились без задержек, затем - обед на финской стороне
в "шайбе", уже по финским ценам. И там сразу пришлось столкнуться
с главной проблемой посещения Финляндии - неимоверной дороговизной.

Действительно, можно было сравнить цену в 15 финских марок (FIM, в пересчете
примерно $3) за простой гамбургер, который в Петербурге стоил 12 р. (~
$0.45). 0.5 литра пива - 10 FIM (~ $1.8), в СПб - 9 р. (~ $0.35). Нормально
пообедать в Хельсинки по системе Fast Food можно было за 50 FIM (~ $8).
Возможно, это курс рубля к доллару был слишком занижен. Но в Хельсинки
приходилось экономить на всем. Поэтому лучше было везти с собой продукты
на все завтраки и ужины в отеле. Кстати, продуктовый ассортимент в России
значительно богаче и интереснее, чем в Финляндии.
В
Хельсинки можно было не увлекаться рыбными блюдами, несмотря на заверения
в путеводителях. Плохо зная английский, я нарвался в ресторане на единственное
рыбное блюдо в виде горки жареной кильки с синтетическим пюре. Жуткое
зрелище стоило 50 FIM, хотя бокал пива за 20 FIM скрасил впечатление.
Ради экономии я жил в отеле "Eurohostel" с удобствами на этаже.
Все вместе с душем в евростандарте; никаких очередей туда не наблюдалось.
Вообще надо было бы ехать компанией, чтобы взять номер на двоих - это
120 FIM (~ $19) за 1 место в день без питания, вместо 195 FIM (~ $31)
в одноместном номере. Отель в 15 минутах ходьбы от центра, но в отношении
передвижений по городу я предпочитал экономить время и ездил на трамваях.
Их особенности: ходят часто и быстро, редко бывают переполнены, пассажиры
любят разговаривать по мобильным телефонам (в СПб такого
еще не наблюдалось). Чтобы дверь на остановке открылась, нужно нажать
ближайшую кнопку. В салоне на стойках установлены таких 25 кнопок, и еще
5 кнопок снаружи. Билет стоил 8-10 FIM, он действовал в течение 1 часа.
Чтобы не возиться с билетами и, тем более, не платить штрафы (250 FIM,
хотя проверка ни разу не попалась), я приобрел карточку Хельсинки на 2
дня (165 FIM). За эту сумму - любые поездки на трамваях, метро, на катере
в Свеаборг, посещение музеев, и даже лифт на башню Олимпийского стадиона.
       
В
метро быстрые жужжащие электрички оранжевого цвета, большая часть единственной
линии наземная, станции сделаны брутально-технически. Там, где есть подземные
тоннели, а также в некоторых подземных переходах и в гараже под центром
Хельсинки, все выглядит так, как будто проходка велась с помощью ядерных
взрывов, после чего неровно оплавленные стены лишь чуть подштукатурили
и слегка прикрыли арматурой. Ну а наверху городское хозяйство представляется
идеальным, чему хорошо было бы взять пример для Петербурга. Обустроены
все тротуары и переходы, с их разделением на 2 полосы - для пешеходов
и для велосипедистов. На всех трамвайных остановках невысокие платформы
за счет проезжей части, поэтому автомашинам (а это исключительно новые
иномарки либо, по выходным, ретро автомобили типа кадиллаков 50-х годов)
зачастую остается ездить только по трамвайным путям. Конечно, здесь нет
транзитного движения, как в центре Питера, да и гранитные скалы под асфальтом
или брусчаткой, а не болото. Но нет и частокола рекламных тумб и простыней,
как на Невском или Каменноостровском. И машины не загромождают проходы
на тротуарах в центре города.
              
Совсем
другие впечатления о местной торговле, так как переменчивая погода, еще
более прохладная, чем дома в Петербурге, дала возможность заняться шоппингом
в сезон скидок. Все манекены были одеты в красные майки со словом "Ale"
("скидка"). Это означало, что товары из сверхдорогих превратились
в просто дорогие. Детская футболка за 60 FIM - посчитайте, сколько это
было в рублях (умножить на 4.5). Единственный универмаг, в котором еще
можно было сориентироваться - это Stockmann; остальные торговые центры,
из черного стекла и металла снаружи, превращены в хаотические тоннели
в безликом евростандарте.
   
Приятно выглядят парки Хельсинки. Газоны, чрезвычайно аккуратно постриженные,
используются для массовых пикников. Что там народ пьет, я не рассматривал.
Но город очень чистый; в наиболее замусоренное время - воскресное утро
- я видел дворников, принявшихся за интенсивную очистку территорий. Пляжей
в Хельсинки нет; берега из плоских скал или валунов. Лучше всего лазать
по камням на островах под бастионами крепости Свеаборг.
       
Раньше
я много читал о финской архитектуре. Но в Хельсинки (в центре) немного
функционализма 30-х. В основном, за исключением исторических кварталов
вокруг Сенатской площади, напоминающих Петербург, выделяются ряд шедевров
национального романтизма (вокзал, Национальный музей, телефонная станция),
застройка южных районов в "югенд-стиле" (большие окна и обязательные
башни с куполами), черный американизированный центр, оживляемый последними
билдингами с отделкой из полированного гранита или цветного стекла, цепочка
белоснежных построек возле залива в центре (Опера - Дворец конгрессов
- Галерея "Киасма"). Повсюду много зданий из темно-коричневого
кирпича. Необычным представляется массовое применение монолитного (а не
сборного) железобетона в строительстве, например, для мостов и виадуков.
При этом опалубки изготавливаются из таких досок, которые у нас шли бы
исключительно для строительства частных особняков.
     
Пользуясь
карточкой Хельсинки, я посетил музей "Атенеум", где набольший
интерес представляли мрачно-унылые пейзажи 1930-х годов. Более оригинальна
в целом Галерея современного искусства "Киасма". Где ощущается
влияние воспоминаний авторов о любимых психбольницах на создание ряда
инсталляций.
           
Вот еще достопримечательности: церковь в скале, торговый центр "Итакескус", башня Олимпийского стадиона, памятник Сибелиусу.
         
Самый большой музей под открытым небом - это крепость
Свеаборг. Вот там приятно было отдохнуть, побродив по береговым позициям
среди огромных русских крепостных пушек конца прошлого века.
Потом
я специально сходил в Артиллерийский музей (в Санкт-Петербурге), чтобы
снова увидеть этих пушечных монстров, причем со всеми сохранившимися деталями.
                 
Мне не хватило времени на аквапарк и прочие развлечения, да я особо и не стремился
- для этого лучше потом привезти туда ребенка. В общем, петербуржцам обязательно
надо когда-нибудь посетить Хельсинки. Благо рядом, на российском автобусе,
и с заправкой топливом перед самой границей. Остальным же, кому еще добираться
на поезде или самолете, конечно, нужно посчитать и подумать, не отправиться
ли за ту же сумму куда-нибудь в более теплые места и на более длительный
срок.

|
Карельский перешеек - 2000 2000
год у меня оказался посвященным отдыху на Финском заливе. Не слишком удачное
было лето, но в июле еще можно было найти время между дождями, чтобы погреться
и даже немного подзагореть на песчаном берегу с видом на Кронштадт. Пансионат,
куда я собрался с женой и ребенком, специализируется на семейном отдыхе
с давних советских времен. С тех пор изменились цены, но они все равно
меньше, чем в Западной Европе. Путевка на троих на 12 дней с полным пансионом
(4-х разовое питание) в 2-местный номер + место для ребенка обошлась в
11172 р. (~ $400). Добавим еще 68 р. (~ $2.5) на электричку и автобус
туда и обратно.
   
Комментировать все это можно следующим образом. Кормежка была на убой
- под конец мы устали от хождения в столовую, хотя качество было вполне
приличным. Дополнительно в кафе до 20 сортов пива за 13-18 р. ($0.6-0.8)
бутылка. Сервис по советским стандартам, но хорошо функционирующий. Т.е.
номер с душем, но без телевизора (можно было взять напрокат) и без телефона.
Вообще был только 1 телефонный аппарат для отдыхающих на весь корпус,
причем аппарат бесплатный, и связь только с Петербургом. В корпусе детская
игровая комната, а в пансионате - киноконцертный зал и спорткомплекс с
большим и детским бассейнами. Бассейн был весьма кстати, потому что Финский
залив в этом месте имеет глубину 80 сантиметров, впрочем, для детей до
10 лет это, наверное, лучший вариант. Вода в заливе хорошо прогревается
и хорошо взбалтывается. Прозрачность воды оставляла желать лучшего, после
ветреных дней на берегу оставалась полоса водорослей шириной около 1 метра.
Пляж
обширный и достаточно чистый, его убирают, также как и территорию пансионата,
чего не скажешь об окрестностях в направлении города, где финские траншеи
60-летней давности просто превращены в свалки. В другой стороне, а также
непосредственно в пансионате - сосновый лес с обильным урожаем черники.
Речка торфяного цвета, переполненная из-за чрезмерных дождей в том году.
      
К походам на пляж и в лес мы добавили 2 автобусные экскурсии. Первая - на руины усадьбы Марьино и в Корабельную рощу.
  
Больше времени заняла экскурсия в Выборг, где мы с удовольствием поднялись на башню замка.
            
А вот в парке Монрепо попали под настоящий ливень, целый час его пережидали в автобусе, и все равно потом прогулялись под дождем.
  
|